Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Новая критика

"Новая критика" (далее Н) (англ. "new criticism"), течение в американской литературной критике и литературоведении; сформировалось в США в 30-е гг. 20 в. под влиянием английских критиков А. Ричардса (интерпретация с точки зрения семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов текста), философа Т. Хьюма, поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. "Н" выступала против литературы социально-критической направленности, а также против социологического и марксистского литературоведения. В 40—50-е гг. "Н" приобрела монопольное влияние в США, в дальнейшем переживает кризис. Теоретические основы "Н" сформулированы в трудах А. Тейта ("Реакционные эссе о поэзии и идеях", 1936), К. Брукса ("Современная поэзия и традиция", 1939), Дж. К. Рэнсома ("Плоть мира", 1938; Н, 1941), Р. П. Блэкмура ("Язык как жест", 1952) и др. Главную задачу "Н" видит в "глубоком прочтении", т. е. в выявлении конкретного и одновременно всеобщего смысла текста, значимости метафор, сравнений, всей образной системы. Особое внимание "Н" уделяет расшифровке заключенной в тексте символики, отражающей глубинные мотивы поведения человека (К. Берк, "Философия литературной формы. Исследование символики действий", 1941). "Н" устремлена также к выявлению многозначности (в т. ч. амбивалентности) смысла поэтических произведений, к интерпретации стиля как определенного умонастроения. Ряд приемов, применяемых "Н" при анализе текста, продуктивен. Однако, рассматривая художественные произведения как замкнутую самодовлеющую языковую структуру ("закрытое чтение"), "Н" игнорирует его социально-исторический генезис и общественную направленность, а также сознательную целевую установку автора и его личность в социально-биографическом аспекте.

  Во "Н" сформировалась в конце 50-х гг. главным образом под влиянием методологии структурализма в антропологии (К. Леви-Строс), языкознании (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон), семиотике (Л. Ельмслев) в полемике с традициями культурно-исторической школы и эстетикой экзистенциализма. В начале 70-х гг. "Н" составляют различные методологич. направления (например, группы "Тель кель" и "Шанж"). Наиболее общие теоретические принципы французскузской "Н" сформулированы Р. Бартом; ее внимание сосредоточено на проблемах внутреннего строения произведений (Р. Барт), повествования и сюжетосложения (А. Ж. Греймас, К. Бремон), особенностях поэтической речи (Ц. Тодоров), что связано с построением "неориторики" (группа "Мю"), и др.; делаются попытки применить понятия, выработанные в генеративной лингвистике Н. Хомского, к анализу литературных текстов (Ю. Кристева).

  Американские и французские ветви "Н" рассматриваются советскими исследователями как разновидности "формального метода" в литературоведении.

  Лит.: Вейман Р., Н и развитие буржуазного литературоведения, пер. с нем., М., 1965; Гиленсон Б., Заметки о "новой критике", в сборнике: Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; Elton ., A guide to the new criticism, Chi., 1953: Barthes R., Critique et vérité, ., 1966; Doubrovsky ., Pourquoi la nouvelle critique: critique et objectivité, ., 1967.

  Б. А. Гиленсон (". к." в США), Г. К. Косиков.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:45:54