Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Низами Гянджеви

Низами Гянджеви (далее Н) Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (около 1141, г. Гянджа, Азербайджан, — около 1209, там же), азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Принадлежал к средним слоям городского населения. Получил хорошее образование, в молодости писал лирические стихи. Около 1173 женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), воспетой им в стихах. Безвыездно жил в родной Гяндже. Будучи тесно связан с Азербайджаном, Н переносит действие отдельных эпизодов своих поэм на его территорию. Придворным поэтом он никогда не был, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали феодальные правители за посвященные им поэмы.

  Основные сочинения Н — "Пятерица" ("Хамсе"), состоит из 5 поэм: "Сокровищница тайн" (написана между 1173 и 1180), "Хосров и Ширин" (1181), "Лейли и Меджнун" (1188), "Семь красавиц" (1197) и "Искандар-наме" (около 1203). Сохранилась также часть лирического дивана: 6 касыд, 116 газелей, 2 кит"а и 30 рубаи. "Пятерица" оказала огромное влияние на развитие многих восточных литератур. Известны десятки назире (поэтических "ответов") и подражаний поэмам Н, создававшихся начиная с 13 в. Среди "ответов" — "Пятерицы" индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви, узбекского классика А. Навои, семерица А. Джами и др. Своеобразная композиция поэм Н, построение сюжета, обрисовка характеров, образный язык и особенно благородные гуманистические идеи уже более семи веков побуждают поэтов едва ли не всех народов Ближнего и Среднего Востока к поэтическим состязаниям.

  "Сокровищница тайн" относится к дидактико-философскому жанру и имеет легкую суфийскую окраску (см. Суфизм). Она надолго определила развитие дидактического жанра в восточных литературах. Автор во введении противопоставляет свою первую поэму пустой и напыщенной придворной поэзии. Впервые в истории поэзии на персидском языке Н добился в жанре месневи сочетания изощренной поэтической техники с глубоким содержанием. Гибкая композиция поэмы, связанной в единое целое ассоциативными переходами мысли, также нова и развита на основе восточной проповеди, пересыпанной нравоучительными притчами. Н призывает правителей к правосудию и заботе о благе подданных, угрожает им карами за угнетение и насилие, осуждает любовь к воспевает истинную дружбу. Все увещания и поучения Н окрашены в религиозные тона, но необыкновенно смелы. В целом поэма, — безусловно, светское сочинение, преследующее гуманистические цели. Вторая поэма, романтическая по содержанию, посвящена любви шаха Хосрова к красавице Ширин. Принципиально ново в этом произведении то, что Н отводит главную роль не шаху, а Ширин, женщине, и наделяет ее высокими достоинствами. Бесхарактерный, безнравственный, эгоистичный Хосров лишь перед смертью, облагороженный любовью к Ширин, поднимается до подвига самоотвержения. Необычен в поэме и образ благородного Ферхада, олицетворяющего труд и добродетели труженика. Третья поэма "Лейли и Меджнун" разрабатывает сюжет старинной арабской легенды о несчастной любви юноши Кайса, прозванного "Меджнун" ("Одержимый"), к красавице Лейли. Повествование развертывается вокруг обстоятельств возникновения страстных лирических стихов истерзанного любовью Кайса. Н придал арабской легенде законченность, дал характеры героев в развитии, психологически мотивировал их поступки. Общая трагическая концепция поэмы — безграничная любовь, находящая выход лишь в высокой поэзии и ведущая к духовному слиянию любящих, также принадлежит Н Именно эта концепция объединяет произведение в стройное целое. В основу сюжета четвертой поэмы — "Семь красавиц" — положена легенда о шахе Бехраме Гуре. Поэму составляют семь рассказов царевен, жен Бехрама, живущих в семи павильонах, каждый из которых, в соответствии с древней мифологией, посвящен какой-либо планете и дню недели и имеет соответствующий цвет. Сюжет каждой новеллы — любовное переживание, причем, в соответствии с переходом от черного цвета к белому, грубая чувственность сменяется духовно просветленной любовью. Вторая тематическая линия поэмы — превращение Бехрама из легкомысленного царевича в справедливого и умного правителя, борющегося с произволом и насилием. Здесь Н, как и в первой поэме, развертывает картины народных страданий, изобличая коварство и алчность придворных шаха. Пятую поэму — "Искандар-наме" — Н считал итогом своего творчества. В центре ее — образ Искандара (Александра Македонского). С самого начала он выступает в произведении как справедливый политик, решающийся воевать лишь ради защиты обиженных и освобождения угнетенных. В первой части ("Шараф-наме") сохранен хронологический порядок в описании различных подвигов Искандара. Вторая часть ("Икбал-наме") композиционно делится на два больших раздела, которые можно было бы озаглавить "Искандар-мудрец" и "Искандар-пророк"; они содержат серию философских новелл и диспуты с и греческими мудрецами о происхождении мира. Тайный голос сообщает Искандару, что он избран для возвещения истины всему миру, и приказывает объехать всю землю.

  Но истина Искандара — не божественное откровение, а наука. Отправляясь в путь, он берет "книги мудрости" Аристотеля, Платона и Сократа. Далее следуют описания четырех путешествий Искандара. Во время четвертого путешествия (на север) он приходит в страну, где нет ни властей, ни притеснителей, ни богатых, ни бедных, где не знают лжи и несправедливости, — страну с идеальным общественным устройством. Эта социальная утопия Н — вершина его мысли. Вопросы организации человеческого общества затронуты уже в "Сокровищнице тайн". В "Хосров и Ширин" рассказано, как под влиянием Ширин в характере Хосрова появляются положительные черты, но Хосров преждевременно умирает. "Лейли и Меджнун" стоит в стороне от этой главной темы Н, однако, в поэме "Семь красавиц" она снова возникает. Едва начавшуюся деятельность Бехрама обрывает таинственная гибель. И, наконец, в последней поэме автор дает развернутый образ идеального, по его представлению, правителя. Н идет и дальше. Он высказывает необыкновенно смелую для его времени мысль: как бы ни был хорош правитель, возможна еще более совершенная форма общества — общество равных, не знающее имущественного неравенства, а потому и не нуждающееся ни в каком правителе. Н понимал, к какому важному обобщению он пришел, и потому придавал особое значение последней поэме, явившейся как бы завещанием Н-мыслителя, который был не только носителем передовых идей своего времени, но во многом опережал эпоху. Творчество Н — большой вклад в сокровищницу культуры Востока и Запада. В 1947 в СССР широко отмечалось 800-летие Н Над его могилой (близ г. Кировабада) сооружен в 1947 мавзолей.

  Соч.: Куллият-е хамсе-йе хаким Н..., Техран, 1335 с. г. х. (1956); в рус. пер. — Искандер-наме, М., 1953; Хосров и Шприн, М., 1955; Лейли и Меджнун, М., 1957; Семь красавиц, М., 1959; Сокровищница тайн, М., 1959; Лирика, М., 1960.

 

  Лит.: Бертельс Е. Э., Низами. Творческий путь поэта, М., 1956; его же, Избр. труды, (т. 2) — Низами и Фузули, М., 1962; Гулизаде М., Н, Б., 1953; Мустафаев Дж., Философские и этические воззрения Низами, Б., 1962; История персидской и таджикской литературы. (Под ред. Яна Рипка), М., 1970; Aгajeв Э., Низами вэ дуенjа эдэбиjjаты Бакы, 1964; Аббасов Э., Низами Кэнчэвинин"Инкэндэрнамэ" поемасы, Бакы, 1966.

  А. Е. Бертельс.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 11:41:21