Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Научная фантастика

Научная фантастика (далее Н) (англоязычный эквивалент — science-fiction), особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки (17—18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. ее видам, на "реализации несуществующего" в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики (глобальность и многозначность тенденций, абстрактность научных представлений) не улавливаемых традиционными формами искусства. Применяемые в Н (в соответствии с законами науки) приемы экстраполяции, моделирования и т. п. позволяют мысленно проследить научно достоверные и типические последствия такой реализации в их взаимосвязи, а использование пластичных фантастических образов, допускающих любую трансформацию реальности, позволяет воплотить полученную "модель возможной действительности" в облике целостного мира, фантастического в отношении к реальности и реалистически-типического в своей фантастической предметности. Т. о., своеобразие Н состоит в подчинении художественного воображения логике научно-прогностических приемов, материалом которых является, однако, не понятие, а художественный образ; поэтому Н может быть определена как научно организованная форма художественного воображения. Художественные модели Н (в отличие от так называемой фэнтэзи — англ. fantasy) сохраняют научную достоверность структуры, давая одновременно недоступное науке чувственно-наглядное воплощение возможных типов конфликта человека с изменившейся природно-социальной средой обитания. Особенности фантастической поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, "остраненной" форме) помогают обнажить смысл этих изменений и, следовательно, глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирическому восприятию; познание фантастического мира является поэтому средством художественного познания современности. Т. о., Н как явление современной культуры удовлетворяет насущную потребность общества в художественно-наглядном освоении внеэмпирической реальности современного мира, противопоставляя научно-рационалистическое миропонимание "мифам" массового сознания (см. "Массовая культура").

  Особенности Н определяют ее сложность как явления искусства. Специфика Н остается предметом дискуссии. Противоречивые определения ее — как жанра, приема, литературы мечты, научно-технического предвидения — видимо, не охватывают всех сторон предмета. Более адэкватной представляется трактовка Н как нового художественного метода, органически сочетающего принципы научного и художественного мышления. Его элементы возникают со становлением современной науки (произведения Т. Мора, И. Кеплера, Дж. Свифта и др.), а формирование происходит в творчестве Г. Уэллса, соединившего традиции научно-технической и социальной утопии (Ж. Берн, У. Моррис и др.) с приемами реалистического романа и научного "мысленного эксперимента". Дальнейшее развитие Н получает у К. Чапека, А. Н. Толстого, О. Стейплдона и др. фантастов 20—30-х гг. 20 в. В эпоху научно-технической революции Н становится массовым явлением искусства, наиболее широко представленным в прозе; однако развитие мировой Н происходит неравномерно и сосредоточено лишь в ряде стран.

  В США Н в 20-е гг. развивалась по линии научно-технического предвидения (Х. Гернсбек) и космических приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произведения послевоенной Н (предваряемые в 30-е гг. творчеством Д. Кэмпбелла) поднялись до серьезного социального критицизма и философских обобщений (Р. Брэдбери, У. Тэнн, Ф. Пол и С. Корнблат, Р. Хайнлайн, Р. Шекли, К. Воннегут и др.), составляя как бы параллель литературе критического реализма и т. н. политическому роману-предупреждению. Однако в конце 60 — начале 70-х гг. это направление вытесняется "новой волной" (С. Дилэни, Р. Же-лязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастическому овеществлению "внутреннего пространства" человеческой психики.

  В английской Н до 2-й мировой войны 1939—45 наиболее значительно творчество Г. Уэллса, А. Конан Дойла, Стейплдона ("Последние и первые люди", "Создатель звезд"), а также О. Хаксли, мрачные произведения которого ("Дерзкий новый мир" и др.) оказали заметное воздействие на западную антиутопию. Послевоенная Н пережила подъем 40—50-х гг. (масштабные социальные произведения Д. Уиндема, научно-технические утопии А. Кларка и др.) и наступление "новой волны" (Д. Боллард, Б. Олдисс).

  Развитие самобытной послевоенной Н в Японии (С. Комацу, Р. Мицусэ, С. Хоси) происходит в борьбе с влиянием американской Н Крупнейшим представителем оригинальной японской Н является писатель-реалист Кобо Абэ ("Четвертый ледниковый период" и др.). Довоенная Н во (Ж. Тудуз, В. Рони-старший) продолжала традиции Ж. Верна; в послевоенные годы возрос интерес к социально-философской тематике (А. Веркор, Р. Мерль) и "новой волне" (Н. Эннебер и др.).

  В современной массовой продукции на Западе преобладает развлекательная литература ("космическая опера", комиксы и т. п.), зачастую отождествляемая с Н по сходству внешних атрибутов. Эта псевдонаучная фантастика обычно выражает обывательские представления и объективно служит пропаганде буржуазной идеологии.

  В СССР Н восходит к русским произведениям 19 в. — романам В. Ф. Одоевского ("4338 год") и Н. Г. Чернышевского ("Что делать?"), а также к дореволюционным произведениям К. Э. Циолковского, А. А. Богданова, А. И. Куприна, В. А. Обручева; важным шагом в становлении остросоциальной Н явились романы А. Н. Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"), А. Орловского ("Машина ужасов"), И. Винниченко ("Солнечная машина"). В конце 20-х гг. значительную роль в советской Н сыграл А. Беляев, в лучших романах которого ("Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля" и др.) реализация смелой биологической гипотезы перерастает в социальный конфликт. В 30 — начале 50-х гг. Н ограничивается популяризацией ближайших технических новшеств в форме приключенческого и "шпионского" романов (А. Казанцев, В. Немцов, Г. Адамов и др.).

  Новые перспективы открыл масштабный социально-космический роман И. А. Ефремова — коммунистическая утопия "Туманность Андромеды" (1957). Остро ставятся зреющие в современности социальные и этические конфликты в творчестве братьев А. и Б. Стругацких ("Трудно быть богом", "Хищные вещи века" и др.).

  В 50—60-е гг. развиваются жанры научно-технической и социальной утопии (Г. Альтов, М. Емцев и Е. Парнов, Г. Гуревич), лирико-философской (Г. Гор, В. Шефнер) и социально-психологические повести (А. Громова), сатирической (И. Варшавский), детской (Г. Мартынов, А. Мирер, А. Полищук), приключенческой (А. и С. Абрамовы) Н

  Заметного развития достигла послевоенная Н в Чехословакии (Я. Вейс, И. Несвадба), Польше (К. Фиалковский, К. Борунь), Венгрии и др. социалистических странах. Особое место в мировой Н занимает многогранное творчество польского писателя С. Лема (философские романы "Соларис", "Эдем", "Возвращение со звезд", гротескные "Звездные дневники", "Кибериада" и др.).

Н в СССР и др. странах социализма противопоставляет мрачным западным антиутопиям пафос социального оптимизма.

  Н представлена также в драматургии 20 в. — пьесами ("R. . R.", "Белая болезнь" К. Чапека, "Новое оружие" В. Савченко), радио- и телепьесами ("Борьба миров" О. Уэллеса по Г. Уэллсу, "Операция "Вега"" Ф. Дюрренматта, "Черная комната" и др. С. Лема), киносценариями ("Бегство мистера Мак-Кинли" Л. Леонова, "Облик грядущего" Г. Уэллса).

  Проникновение Н в кино начинается вместе с развитием киноискусства, но особенно — в 20—30-е гг.; вначале преобладают экранизации ("Аэлита", режиссер Я. А. Протазанов, СССР, 1924; "Остров доктора Моро", режиссер Э. Кентон, США, 1932), социальные утопии ("Метрополис", режиссер Ф. Ланг, 1926; "Облик грядущего", режиссер У. К. Мензис, Великобритания, 1936), научно-технические предвидения ("Космический рейс", режиссер В. Н. Журавлев, СССР, 1936). В послевоенные годы наряду с научно-техническими утопиями ("2001: Космическая Одиссея", режиссер С. Кубрик, США — Великобритания, 1969) и социально-философского построениями ("Альфавиль", режиссер Ж. Л. Годар, 1965) развивается жанр "фильм-антиутопия" ("На последнем берегу", режиссер С. Креймер, США, 1959; "Фаренгейт 451", французский режиссер Ф. Трюффо, 1966) и фантастической сатиры.

  Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; его же, Реализм и фантастика, "Вопросы литературы", 1971, № 1; его же, Что такое фантастика?, М., 1974; Емцев М., Парнов Е., Наука и фантастика, "Коммунист", 1965, № 15; Гуревич Г., Карта страны фантазий, М., 1967; Чернышева Т., Человек и среда в современной научно-фантастической литературе, альманах "Фантастика — 68", М., 1969; Бритиков А., Русский советский научно-фантастический роман, Л., 1970; Тамарченко Е., Мир без дистанций, "Вопросы литературы", 1968, № 11; Нудельман Р., Фантастика, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 7, М., 1972; Никольский С., Карел Чапек — фантаст и сатирик, М., 1973; Смелков Ю., Гуманизм технической эры, "Вопросы литературы", 1973, № 11; The science fiction novel, Chi., 1959; Eshbach. L. A. Fed.), Of wolds beyond, L., 1964; Amis ., New maps of hell, . ., 1966, Atheling . (Blish J.), More issues at hand, Chi., 1970; Lem ., Fantastyka i futurologia, t. 1—2, Krakow, 1970; Todoroy Т., Introduction a — la litterature fantastique, ., 1970; Suvin D., The poetics of the s-f genre: an approach, McGill ., Montreal, 1972.

  Р. И. Нудельман.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:55:46