Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Насосный агрегат

Насосный агрегат (далее Н) совокупность устройств, состоящая обычно из насоса, двигателя и передачи. Н бывают стационарные, устанавливаемые на фундаменте, в скважине и др. местах, и передвижные, смонтированные на ходовой тележке, шасси и т.п. В зависимости от типа двигателя Н различают электронасосные (с электродвигателем), турбонасосные (с турбиной), дизель- и мотонасосные (с двигателем внутреннего сгорания) и др. Первые Н, описанные в 1613 Г. Цейзингом, имели привод от водяного колеса (рис. 1). Затем в 1698 Т. Севери, а в 1712 Т. Ньюкомен предложили принципиально новые типы Н, в которых использовалось давление водяного пара и атмосферного воздуха. С начала 20 в. наибольшее распространение получили Н с электроприводом. Н небольшой мощности обычно имеют моноблочную конструкцию с корпусом, в котором некоторые узлы двигателя и насоса являются общими (например, паровой прямодействующий поршневой двухцилиндровый насос, запатентованный в 1849 американским инженером Генри Р. Вортингтоном (рис. 2), и др.). В Н немоноблочной конструкции насос и двигатель соединяют муфтой (полужесткой, фрикционной) или через передачу с постоянным или регулируемым отношением скоростей вращения валов. Применяются ременные передачи с простыми или ступенчатыми шкивами, индукционные (электромагнитные) муфты скольжения и др. Н обычно являются составной частью насосных установок и насосных станций.

  Ю. В. Квитковский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:38:39