Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мотивы

Мотивы (далее М) в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин "М" применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

  Наиболее многочисленные работы, посвященные М, выполнены представителями бихевиоризма и так называемой глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под М любые стимулы как внешние, так и внутренние ("мотивационные переменные"), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (психоанализ З. Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М была разработка идей о субъективно-объективной природе М (понятие о "побудительной силе" вещей немецко-американского психолога К. Левина), о независимости М человека от элементарных биологических потребностей (Г. Олпорт, США) и об "идеаторном", осознанном характере М, выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен,
  В советской психологии проблема М разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно М определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В М конкретизируются, "опредмечиваются" потребности, которые не только определяют собой М, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Еще более ярко роль М в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении М, не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М противостоит как теориям, ставящим человеческие М в зависимость от "глубинных" инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М человека, а, наоборот, развитие М человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

  Первичная форма М - вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей ("мотивы-цели"). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими М, один из которых является основным, ведущим, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции (например, собственно М труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих М состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

  М могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действии и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные М осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От М следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М поступка или даже сознательно маскировать их.

  Развитие М находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии М - в выделении главных жизненных М личности. При этом М, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным М, так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

  Изучение мотивационной сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

  Лит.: Якобсон П. М, Психологические проблемы мотивации поведения человека, М, 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М, 1971; Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., М, 1925; Lewin ., A dynamic theory of personality, . . - L., 1935; HaII J., Psychology of motivation, Chi., 1961; Allport G., Pattern and growth in personality, . ., 1961; NuttinJ., Motivation et fonctions cognitives dans le comportement humain, в кн.: Симпозиум XVIII Международного психологического конгресса, в. 13, М, 1966.

  А. Н. Леонтьев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:44:25