Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Мор Томас

Мор (далее М) (More) Томас (7.2.1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496—1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln"s Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха , за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошел в Королевский совет, в 1525—1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая ее угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был заключен в Тауэр (1534), обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевел с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда " (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

  Наибольшую известность принес М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — "Нигдения", место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, "Утопия" в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Мелли, Г. Бабефа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

  Соч.: Complete works, New Haven — L., 1963 — ; The correspondence, ed. E. . Rogers, Princeton, 1947.

  Лит.: Тарле Е. В., Общественные воззрения Т. Ма в связи с экономическим состоянием Англии его времени, СПБ, 1901; Каутский К., Т. М и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Славянские источники "Утопии" Т. Ма, М., 1955; Bridgett Т. Е., Life and writings of sir . More, Ann Arbor — L., 1962; Chambers R. ., T. More, L., 1963; Campbell . E., More"s Utopia and his social teaching, L., 1930; Donner . ., Introduction to Utopia, Uppsala, 1945; Surtz E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; Sullivan . and Sullivan М. ., Moreana, 1478—1945, Kansas City, 1946; Sulli van ., Syr . More, a first bibliographical notebook, Los Ang., 1953; Johnson R. ., More"s Utopia: ideal and illusion. New Haven — L., 1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium..., New Haven — L., 1972.

  В. С. Муравьев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:16:41