Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Морской вокзал

Морской вокзал (далее М), здание или комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, обработки багажа и грузов в морских портах. По характеру основных операций М подразделяют на пассажирские и грузопассажирские, по месту расположения на морских линиях — на конечные и промежуточные.

  Здания М возводят на прибрежных участках, в том числе на молах или на площадках с искусственным основанием. При их проектировании учитывают назначение и типы используемых судов, колебания горизонта воды, условия рациональной организации потоков пассажиров и посетителей, доставки багажа и грузов.

  В М размещаются пассажирские, административно-служебные, багажные, подсобно-вспомогательные, технические и другие помещения.

  Архитектурно-планировочные и конструктивные решения М весьма разнообразны. Наибольшее распространение получили 2—3-этажные здания М Для грузопассажирских М характерно расположение грузовых складов на уровне причалов, а пассажирских помещений — над ними, на уровне 2 или 3 этажа. Так, например, решены М в Одессе и Владивостоке (СССР), в Гавре, Булони, Кале, Дьепе ( в Хельсинки (Финляндия), Океанский вокзал в Саутхемптоне (Великобритания) и др. В этих М применены специальные посадочные устройства (в т. ч. подъемно-поворотные и крытые телескопические трапы) для удобства прохода пассажиров на судно над грузовыми площадками, автомобильными проездами и ж.-д. путями.

  Для одновременного обслуживания нескольких крупных судов здания многих М имеют значительную протяженность (например, длина Океанского вокзала в Саутхемптоне 550 м, Атлантического вокзала в Гавре — около 575 м); нередко устраивают протяженные галереи вдоль причалов, либо пирсы, располагаемые перпендикулярно к фронту причальной набережной (М Нью-Йорка и Филадельфии в США, Монреаля в Канаде и др.).

  Сооружают также М, выдвинутые в море (на сваях), например в Ла-Рошели и Булони ( Сухуми (СССР). Отдельные устройства М иногда располагают на плавучих платформах, как, например, в порту Тилбери-Лондон (Великобритания).

  Большинство М служат пунктами массовой пересадки пассажиров с морских судов на сухопутный транспорт (и наоборот), а также для перевалки грузов. Поэтому крупные грузопассажирские М, как правило, имеют развитые ж.-д. и автомобильные подъездные пути. Некоторые М сооружают в комплексе с ж.-д. вокзалами в целях организации наиболее удобной транспортировки грузов и пересадки пассажиров (например, во Владивостоке).

  М являются, как правило, уникальными объектами общегородского значения. Для современных М характерны: крупные зальные помещения для обслуживания пассажиров; значительные площади остекления фасадов, раскрывающие внутреннее пространство М в сторону моря; использование навесов и балконов для пассажиров и посетителей. При сооружении М учитывают их композиционную взаимосвязь с планировкой и застройкой припортовых районов, а также условия зрительного восприятия комплекса М — своеобразного морского фасада города — как со стороны привокзальной площади, так и со стороны моря. См. также Вокзал.

 

  Лит.: Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967.

  Г. Е. Голубев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 05:49:41