Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монизм

Монизм (далее М) (от греч. mónos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность Мдуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. М первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита). Главную проблему философского М составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М Разновидностью последнего является т. н. "нейтральный М" (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из "нейтрального" начала (например, у Э. Махаиз "элементов"). Идеалистический М, сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт). В противоположность идеалистическому М и дуализму материалистический М рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма "до верху", придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма — образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М — не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определенной точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

  Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М, 1949; Науменко Л. К., М как принцип диалектической логики, А.-А., 1968.

  Л. К. Науменко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 20:47:47