Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Моне Клод Оскар

Моне (далее М) (Monet) Клод Оскар (14.2.1840, Париж, — 6.12.1926, Живерни, Нормандия), французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Учился у Э. Будена в Гавре (1858—59), в академии Сюиса (1859—60) и в мастерской Ш. Глейра (1862—63) в Париже. Развивая достижения мастеров барбизонской школы и Будена в области пленэрной живописи, М. со 2-й половины 1860-х гг. стремился передать ее средствами ощущение изменчивости свето-воздушной среды, красочное богатство окружающего мира ("Завтрак на траве", 1866, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "Лягушатник", 1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). С конца 1860-х гг. посвятил свое творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естественных элементов. В своих картинах М. добивался впечатления мягкой вибрации воздуха и как бы окутанных им форм с помощью мелких, дробных мазков чистых, не смешанных на палитре красок, рассчитывая на их оптическое совмещение в зрительном восприятии. Пейзажный мотив воссоздавался им как отдельная частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутренним движением, словно выхваченная на мгновение из постоянно меняющегося потока жизни ("Бульвар Капуцинок в Париже", 1873, "Скалы в Бель-Иль", 1886; оба произведения — в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определенный мотив, М. создавал серии картин-вариаций ("Стога сена", 1890—91; "Руанский собор", 1893—1895). Для позднего периода творчества М. характерны все большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Ленинград), нарастание черт условной декоративности и подчеркнутой эскизности исполнения (серия панно "Кувшинки", 1914—22, Музей Оранжери, Париж).

  Соч.: Письма, (пер. с франц.; предисл. и прим. Н. В. Яворской), в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1, М., 1969, с. 87—108.

  Лит.: Рейтерсверд О., Клод М, (пер. со швед.), М., 1965; К. М. (Альбом репродукций. Авт. текста и сост. И. Сапего), Л., 1969; Hoschedé J.-., Claude Monet, се mal connu, v. 1—2, Gen., 1960.

  В. А. Калмыков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 02:41:00