Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Монастырские школы

Монастырские школы (далее М) возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6—8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М носило богословский характер с некоторыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15—16 вв.) М играли важную роль в сохранении культуры южнославянских народов и греков.

  В Древней Руси М в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при женских монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М наряду с богословием изучались славянская грамматика, греческий и латинский языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М стали создаваться духовные семинарии, мужские и женские духовные училища, церковно-приходские школы.

  М функционируют при некоторой части современных буддийских и католических монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

  В. Г. Фуров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:26:47