Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Михайловский Николай Константинович

Михайловский (далее М) (псевдонимы - Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович (15(27).11. 1842, Мещовск, ныне Калужской обл., - 28.1(10.2).1904, Петербург), русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества, литературный критик. Из дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860. С 1868 - в журнале "Отечественные записки", сначала сотрудник, затем один из редакторов. В 1879 сблизился с организацией народников "Народная воля", публиковал статьи в газете "Народная воля". После закрытия "Отечественных записок" (1884) сотрудничал в журнале "Северный вестник" и "Русская мысль", в газете "Русские ведомости". Высылался из Петербурга (в 1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала "Русское богатство", органа либеральных народников.

  Талантливый публицист, М. пользовался большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца 19 в. В работах "Литературные заметки", "Записки профана", "Письмо о правде и неправде", "Письма к ученым людям", "Письма постороннего в редакцию "Отечественных записок"" и др. звал русскую интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждал чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал демократические традиции, выступал против идейной реакции.

  М. считал себя хранителем и продолжателем традиции Н. Г. Чернышевского, однако в своем мировоззрении, особенно в философии, он "...сделал шаг назад от Чернышевского..." (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 335) к позитивизму. В социологии ему наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе "идеала", которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в т. н. субъективном методе социологии, объявлявшем отдельную личность ("неделимое") исходным пунктом исторического исследования и высшим мерилом общественного прогресса ("Что такое прогресс?", "Аналогический метод в общественной науке". "Теория Дарвина и общественная наука", "Что такое счастье?", "Борьба за индивидуальность" и др.). Ложная в теоретическом отношении, эта "формула прогресса" М. тем не менее отвечала настроениям передовой разночинной интеллигенции, т. к. выдвигала борьбу с существующим строем в качестве безоговорочного требования в деятельности развитой личности. Характер мировоззрения М. определил его двойственное отношение к К. Марксу. Защищая "Капитал" Маркса от нападок либерального публициста Ю. Г. Жуковского ("Карл Маркс перед судом Ю. Жуковского"), М., однако, не понял сущности теории и метода основоположника научного социализма.

  Как политический мыслитель М. сформировался под воздействием революционного народнического движения 70-х гг. Пришел к выводу о необходимости коренным образом изменить политический строй в стране. В 1879 написал знаменитые "Письма социалиста", развенчав в них идеологию аполитизма. После покушения 1 марта 1881 на Александра редактировал письмо Исполнительного комитета "Народной воли", в котором были изложены требования к Александру . Разгром "Народной воли" и последовавшая за ним политическая и общественная реакция привели М. к идейному кризису, который выразился в его теории "героев и толпы", объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию ("Герои и толпа", "Научные письма (к вопросу о героях и толпе)", "Патологическая магия", "Еще о толпе" и др.). В 80-е гг. критиковал теорию "малых дел" (см. "Малых дел теория") и толстовство. В начале 90-х гг. выступал против русских марксистов, огульно обвиняя их в защите капитализма и отказе от "наследства 60-70-х гг.". В. И. Ленин, Г. В. Плеханов доказали несостоятельность доктрины крестьянского социализма, которую отстаивали М. и другие либеральные народники.

  М. - литературный критик продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравственного судью общества, а литературу как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определенного идеала. Литературно-критические работы М. посвящены Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, Г. И. Успенскому, В. М. Гаршину, М. Горькому и др. Значительный общественный резонанс получили статьи "Десница и шуйца Льва Толстого" и "Жестокий талант". М. выступал, с одной стороны, против "чистого искусства", с другой - против натурализма.

  В. И. Ленин, беспощадно критикуя политические ошибки М., показывая теоретическую несостоятельность его мировоззрения, тем не менее выделял М. из либерально-народнических публицистов, отмечая не только его слабости и заблуждения, но и исторические заслуги перед освободительным движением (см. там же, с. 336).

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-8, 10 (указат. лит.), СПБ, 1906-14; Последние сочинения, т. 1-2, СПБ, 1905; Литературно-критические статьи, М., 1957.

  Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2; его же, Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 24; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, в его кн.: Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956; Горев Б. И., Н. К. М, М., 1931; Бялый Г. А., Н. К. М, в кн.: История русской критики, т. 2, М. - Л., 1958; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Седов М. Г., К вопросу об общественно-политических взглядах Н. К. Михайловского, в сборнике: Общественное движение пореформенной России, М., 1965; Твардовская В. А., Н. К. М и "Народная воля", в сборнике: Исторические записки, в. 82, М., 1968; Хорос В. Г., Народническая идеология и марксизм (конец XIX в.), М., 1972.

  И. К. Пантин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 10:58:25