Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Миниатюра (в изобр. искусстве)

Миниатюра (далее М) (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приемов. Термин "М (в изобр. искусстве)" применяется и к некоторым литературным и музыкальным произведениям (см. М в литературе, театре, цирке, на эстраде). Специфический вид М (в изобр. искусстве) — живописные или графические (иногда резные) изображения (особенно портретные), имеющие самостоятельный характер. Особая разновидность М (в изобр. искусстве) — живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (см. Лаки художественные).

  Одну из основных областей художественных М (в изобр. искусстве) составляет книжная М (в изобр. искусстве) — сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг — инициалы, заставки и др. Книжные М (в изобр. искусстве) известны уже в Древнем Египте ("Книга мертвых" эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная М (в изобр. искусстве) 4—6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды ("Илиада" Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской М (в изобр. искусстве) (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приемы ("Парижская псалтирь", 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены ("Хлудовская псалтирь", 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная М (в изобр. искусстве) характерно обилие локальных школ. В М (в изобр. искусстве) времени Меровингов (5—8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб ("Геласианский сакраментарий", середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7—9 вв. украшались М (в изобр. искусстве) крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлеченного, но полного жизни и энергии плетеного орнамента ("Евангелие из Дарроу", 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи "Каролингского возрождения" наряду с крупноформатными М (в изобр. искусстве), следующими позднеантичным образцам ("Евангелие Ады", нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером ("Утрехтская псалтырь", 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская М (в изобр. искусстве) испытывает воздействие византийская М (в изобр. искусстве): ее иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными ("Бамбергский Апокалипсис", около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских М (в изобр. искусстве) 11—12 вв. заключены в четкие композиционные схемы. Вместе с тем в М (в изобр. искусстве) проникают элементы народного творчества ("Моралия" святого Григория Великого, 1109—33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической М (в изобр. искусстве) 13—15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. М (в изобр. искусстве) дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера М (в изобр. искусстве) (А. Боневе, Жакмар д"Эден во и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для М (в изобр. искусстве) братьев Лимбург ("Богатейший часослов герцога Беррийского"; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в М (в изобр. искусстве) элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоенные светом и воздухом сельские и городские пейзажи ("Часослов Этьенна Шевалье" Ж. Фуке, 1450—55, разные музеи Европы).

  В 11 в. в Древней Руси М (в изобр. искусстве) в основном следовали византийским образцам (Остромирово евангелие, 1056—57, Публичная библиотека им. М (в изобр. искусстве) Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград; см. илл.). В 12—15 вв. наряду с крупными М (в изобр. искусстве), близкими современным им фрескам и иконам ("Евангелие Хитрово", конец 14 — начало 15 вв., библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (инициалы новгородских рукописей 12—15 вв. с плетеным орнаментом, с фантастическими и реальными фигурами). В конце 15 в. в М (в изобр. искусстве) проникают светские (главным образом исторические и бытовые) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540—60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создается особый ярко-живописный вид М (в изобр. искусстве) ("Пересопницкое евангелие", 1556—61, Государственная библиотека УССР им. КПСС, Киев). В М (в изобр. искусстве) 17 в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории ("Сийское евангелие", 1693, библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в 17—19 вв. "поморские рукописи" украшались богатым, сочным, но несколько грубоватым орнаментом с барочными мотивами ("Евангелие", 1678, Оружейная палата, Москва).

  В средневековой Армении местные школы М (в изобр. искусстве) известны с 6—7 вв. В целом для арм. М (в изобр. искусстве) характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, четкие композиционные построения, насыщенный цвет. В 9—10 вв. наряду с динамичными, графичными, связанными с народным искусством М (в изобр. искусстве) ("Лазаревское евангелие", 887) имеются и парадно-монументальные, обильно украшенные ("Эчмиадзинское евангелие", 989; оба — в Матенадаране, Ереван). Из школ 13—14 вв. наиболее значительна киликийская школа. М (в изобр. искусстве) ее главы Тороса Рослина (2-я половина 13 в.) отличаются психологической выразительностью, мягким и точным рисунком, богато разработанным орнаментом. Грузинская М (в изобр. искусстве) 9—10 вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки ("Мцхетская псалтырь", 10 в.). Византинизирующее направление в М (в изобр. искусстве) придерживалось техники многослойного письма с применением ("Гелатское четвероевангелие", 11 в.; см. илл.; оба — в институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В 17 в. иллюстрировались светские книги (особенно "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели).

  В средневековой арабской М (в изобр. искусстве) выделяются школы: египетская, стилистически связанная с коптским искусством, сирийская, находившаяся под сильным византийским влиянием, и иракская, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранская, афганская, среднеазиатская и азербайджанская М (в изобр. искусстве) (расцвет которой относится к 1-й половине 15 в.) органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют ее декоративный образный строй (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа). В 16—17 вв. в Иране и других странах появляется портретная М (в изобр. искусстве) В раннесредневековой М (в изобр. искусстве) плоскостные, стилизованные изображения, четкая каллиграфическая линия к 16—17 вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты ("Бабур-наме", конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистические жанры (см. Гуджаратская школа, Могольская школа, Раджпутская школа). М (в изобр. искусстве) (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя близки к пиктографии уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки (миштекский "Кодекс Борджа", 14—16 вв., Ватиканская библиотека). См. также Книга.

  Портретная М (в изобр. искусстве) — вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные М (в изобр. искусстве) пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная М (в изобр. искусстве) складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной М (в изобр. искусстве) (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная М (в изобр. искусстве) достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 — начале 19 вв. в жанре портретной М (в изобр. искусстве) работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. — во Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер — в Англии; австрийцы М (в изобр. искусстве) М (в изобр. искусстве) Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные М (в изобр. искусстве) (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 — начале 19 вв. тонкие и одухотворенные портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной М (в изобр. искусстве) работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М (в изобр. искусстве) И. Теребенев, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная М (в изобр. искусстве) исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.

  Лит.: Врангель Н., М в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., М древней Армении, М (в изобр. искусстве) — Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М (в изобр. искусстве), 1950; Martin . R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey..., v. 1—2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1—6, Oxf., 1934—53; We itzmann ., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes..., ., (192...).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:24:06