| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Лиможская эмаль |  | Лиможская эмаль (далее Л), французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (расцвет производства — середина 15 — середина 17 вв.). В основу искусства т. н. старой школы Л (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв.; виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные  предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остается празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в нее линий и пятен  и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из  или  фольги). 
 Около 1530 формируется т. н. новая школа Л От старой ее отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью теплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы: Жан  Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен — автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением легких  штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Л образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло. В середине 17 в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Л исчезает. К началу 18 в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.
 
 
 
 Лит.: Доброклонская О., Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1969 (библ.); Gauthier М.-М., Marcheix М., Les émaux de Limoges, Prague, 1962.
 
 И. М. Глозман.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:06:31 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |