Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Латунь

Латунь (далее Л) (от нем. Latun), сплав на основе меди, в котором главной добавкой является (до 50%). Л выплавляли еще до н. э., причем до конца 18 в. ее получали плавкой меди с рудой, смешанной с древесным углем. Лишь в 19 в. этот способ был повсеместно вытеснен прямым сплавлением меди с Благодаря хорошей обрабатываемости давлением в горячем и холодном состояниях, высоким механическим свойствам (см. Медные сплавы), красивому цвету и сравнительной дешевизне Л — самые распространенные из сплавов. Из них получают листы, ленты, прутки, трубы, проволоку (деформируемые Л), а также отливки (литейные Л). При увеличении содержания цвет Л изменяется от красноватого до светло-желтого. В отличие от красной меди, Л в России называли желтой
  Простые Л — сплавы меди только с Л, содержащие до 10% , называют томпаками, а от 10 до 20% — полутомпаками. Эти сплавы, отличающиеся хорошей коррозионной стойкостью и повышенной пластичностью, используют для изготовления радиаторных и конденсаторных труб, листов и ленты для плакирования стали. Л, содержащую около 30% и способную к глубокой вытяжке, называют патронной и широко применяют для изготовления изделий холодной штамповкой, а также прессованием и волочением.

  Для улучшения механических, антикоррозионных и др. свойств к двойным сплавам меди с добавляют и др. элементы (в сумме примерно до 10%). Многокомпонентные (или специальные) Л называют и т. п. Л, содержащая около 15% и 0,5% , имеет красивый цвет и повышенную стойкость против атмосферной коррозии; такой сплав используют как заменитель для знаков отличия и художественных изделий. Л с добавкой до 1,5% (т. н. морские Л) имеют повышенную стойкость против коррозии в морской воде. Добавка (до 3%) делает стружку ломкой и позволяет получать при обработке резанием поверхность высокой чистоты (см. Автоматная латунь). Л применяются в автомобильной и часовой промышленности (т. н. часовые Л).

  Многие Л, содержащие более 20—30% , склонны к коррозионному растрескиванию из-за одновременного действия остаточных напряжений в изделии и коррозионного воздействия аммиака, а также сернистого газа во влажной атмосфере (см. Коррозия). Это явление называют сезонной болезнью Л, т. к. усиленное коррозионное растрескивание происходит в месяцы с повышенной влажностью воздуха. Растрескивание предотвращают, применяя отжиг для уменьшения остаточных напряжений (при 250—300°С).

  Л используются также в общем машиностроении, приборостроении, теплотехнике и многих др. отраслях промышленности.

  Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956.

  И. И. Новиков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 13:07:10