Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кукрыниксы

Кукрыниксы (далее К) (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), К выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933—34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959—60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные К в годы Великой Отечественной войны 1941—45, сочетающие в символически-обобщенных образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953—57). За политические карикатуры и плакаты К удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества К также много работают над шаржем.

  С 20-х гг. К выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк — от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой теленок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлевы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940—46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948—49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949—52) — все черная акварель.

  В станковой живописи К также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приемы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936—37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944—46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947—48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе — в Третьяковской галерее), значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942—47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

  Лит.: Горький М., Собр. соч., т, 26, М., 1953, с. 233—35; Демосфенова Г. Л., К, М., 1960; Соколова Н. И., К, М., 1962.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 23:12:34