Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Крестьянская война 1524-26

Крестьянская война 1524—26 (далее К)в Великая крестьянская война, крупнейшее выступление немецких крестьян (поддержанных частью горожан) против феодального гнета, охватившее всю Юго-Западную и Среднюю Борьба крестьянства против усилившейся с конца 14—15 вв. феодальной реакции развернулась уже с 70-х гг. 15 в. (см. Бехайм Г., "Башмак", "Бедный Конрад"). Но в обстановке экономических сдвигов, обозначившихся на рубеже 15—16 вв. (прежде всего зарождения и развития раннекапиталистических отношений), и обострения социально-политической борьбы, получившей в лозунгах Реформации общенациональную программу, борьба крестьянства приобрела новое значение. Крестьянская война 1524-26 стала кульминационным пунктом общественного движения, охарактеризованного Ф. Энгельсом как первая крупная битва против феодализма, как первый акт буржуазной революции в Европе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 417—418; т. 22, с. 307—08 и В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 47).

  Крестьянские волнения, начавшиеся в Южном Шварцвальде, в июне 1524 приняли характер открытого восстания. Большое значение для дальнейшего развития движения имели связи восставших с народными течениями Реформации. Революционная пропаганда сторонников вождя крестьянско-плебейских масс Т. Мюнцера, распространявшаяся главным образом анабаптистами, сделалась организующим фактором, объединявшим местные требования крестьян и городских низов в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ. Первой программой, содержавшей идею социального переворота, было составленное в конце 1524 (или начале 1525) в кругах, близких к Мюнцеру, т. н. Статейное письмо (Artikelbrief), призывавшее к борьбе за полное освобождение "бедных и простых людей" от гнета всех господ и властей и к переустройству жизни на основе "общей пользы" и "божественного права".

  В феврале—марте 1525 последовала новая вспышка крестьянских выступлений, принимавших все более массовый характер. Центром восстания весной 1525 стала Верхняя Швабия, где образовались крупные крестьянские отряды (Бальтрингенский, Альгауский, Приозерный и др.). Здесь, как и в других районах, охваченных Крестьянская война 1524-26, наряду с революционной пропагандой сторонников Мюнцера, увлекавшей бедные слои крестьянства и городские плебейские массы, велась пропаганда умеренной тактики, призывавшая добиваться смягчения феодальных тягот путем переговоров. Идеологическим источником этой пропаганды, отвечавшей настроениям зажиточных крестьян, руководителей отрядов и радикальных элементов бюргерства, было учение цюрихского реформатора У. Цвингли, имевшего много сторонников в Юго-Западной особенно среди бюргерства (одним из них был Б. Губмайер, проповедник в г. Вальдсхут, где в конце 1524 был установлен союз между крестьянами и бюргерской оппозицией).

  В начале марта 1525 на крестьянском съезде в г. Мемминген три главных отряда Верхней Швабии объединились на основе общего требования "божественного права". Однако внутри этого т. н. Христианского объединения обнаружились разногласия по вопросу о том, следует ли "божественное право" понимать в духе Статейного письма или в духе более умеренного цвинглианства. В то время как крестьянские массы, поощряемые революционной пропагандой, штурмовали дворянские замки и разоряли монастыри, в кругах умеренных руководителей была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на основе "божественного права" в его умеренной трактовке. Так возникла программа "Двенадцать статей", в которой подчеркивались мирные намерения крестьян и их стремление только к смягчению феодального гнета (упразднение крепостной зависимости, уменьшение феодальных поборов и барщины, отмена малой десятины, восстановление свободного пользования общинными угодьями и др.). "Двенадцать статей" (напечатанные в марте 1525) получили широкое распространение среди восставших, которые конкретные требования этой программы сочетали с революционной тактикой Статейного письма.

  Между тем Швабскому союзу (военная и политическая организация крупных князей) удалось склонить вожаков Христианского объединения к переговорам и заключить с ними 25 марта в Ульме перемирие. Это позволило феодалам выиграть время для мобилизации военных сил. 4 апреля войска Швабского союза, руководимые Г. Трухзесом фон Вальдбургом, напали на крестьян Верхней Швабии, нанеся им первое тяжелое поражение у Лейпхейма. 14 апреля последовал разгром крестьян у Вурцаха. 15 апреля близ Вейнгартена крестьяне собрали военные силы, значительно превосходившие силы Швабского союза. Однако 17 апреля Трухзесу удалось заключить с вождями Приозерного отряда т. н. Вейнгартенский договор; верхнешвабские крестьяне фактически вышли из борьбы, что облегчило Швабскому союзу подавление восстания в других районах. Разрозненность действий крестьянских отрядов, доверчивость одних вождей и предательство других привели к поражению крестьян Верхней Швабии. Немалую роль в этом сыграла также тактика патрицианской верхушки городов, которая стремилась завоевать доверие крестьян и в то же время помогала руководителям Швабского союза средствами и осведомляла их о положении в крестьянских лагерях.

  Во Франконии восстание началось в конце марта 1525 в округе имперского города Ротенбурга и в начале апреля распространилось по всей области (в епископстве Вюрцбургском, в долине рек Неккар и Таубер, в Оденвальде и др.). Здесь действовали два основных крестьянских отряда: Неккарталь-оденвальдский (т. н. Светлый) и Тауберовский (в долине р. Таубер). Восставшие захватывали и разрушали монастыри и замки, заставляли многих феодалов отдавать крестьянам продовольствие и оружие и признавать "Двенадцать статей". В Вейнсберге, занятом ими 16 апреля, крестьяне под предводительством одного из наиболее радикальных вождей Светлого отряда Йеклейна Рорбаха предали казни 14 дворян. Бюргерство Франконии склонялось к участию в Крестьянская война 1524-26, но оно не было единым. Предпринимательские элементы стремились к устранению препятствий, чинимых их деятельности со стороны князей и др. феодалов, но придерживались умеренной тактики. Более решительно на стороне крестьян выступали обедневшие мастера и торговцы. В ряде городов, в том числе в имперском г. Хейльбронн, демократические элементы открывали крестьянским отрядам ворота.

  Во 2-й половине апреля в Южной Франконии одержали верх умеренные, ориентировавшиеся на союз с оппозиционным дворянством и стремившиеся использовать революционной движение крестьян в интересах умеренной реформы. Умеренные, возглавлявшиеся В. Гиплером, добились приглашения в качестве командующего Светлым отрядом рыцаря Геца фон Берлихингена, поставившего условием своего согласия отказ от враждебных действий против замков и монастырей. Рорбах и его сторонники вынуждены были отделиться от Светлого отряда. В начале мая в Аморбахе советниками из бюргеров было составлено "Объяснение Двенадцати статей", в котором требования крестьян формулировались менее определенно, их выполнение откладывалось до проведения имперской реформы, которая подготовлялась Гиплером и его сторонниками. Проектом реформы, известным под названием "Гейльброннская программа" (был составлен в бюргерских кругах), предусматривался ряд преобразований, проникнутых духом раннебуржуазных отношений и государственной централизации (общеимперское законодательство, единство монеты, мер и веса, отмена внутренних таможенных пошлин, конфискация церковных имений и др.). "Гейльброннская программа" была для своего времени прогрессивным документом. Однако в основе ее лежало стремление к компромиссу с оппозиционным рыцарством, она фактически игнорировала интересы крестьян и поэтому не могла способствовать подъему революционного движения. В начале июня 1525 крестьянские отряды Франконии были разбиты войсками Швабского союза (сражения при Кенигсхофене 2 июня и при Ингольштадте 4 июня).

  С особой силой крестьянско-плебейское движение развернулось в Средней — в Северной Франконии и в Тюринго-Саксонском районе. В Северной Франконии опорными пунктами движения стали занятые крестьянами в начале апреля монастыри Бильдхаузен и Аура. Здесь мощным крестьянским лагерям подчинились, формально признав "Двенадцать статей", многие города и рыцарские замки. В Тюринго-Саксонском районе восстанием непосредственно руководил Т. Мюнцер. Здесь центром стал г. Мюльхаузен, где еще 17 марта 1525 произошел революционный переворот и было создано революционное правительство. В Тюрингии восставшие занимали города, замки, монастыри, господские имения, производили разделы имущества феодалов среди крестьян и горожан, объявляя свои действия началом установления общего равенства людей во всей стране и за ее пределами. Ф. Энгельс охарактеризовал движение в Тюрингии как кульминационный пункт всей Крестьянская война 1524-26 Однако стремление Мюнцера централизовать усилия восставших и создать в Тюрингии революционным центр всего восстания разбилось о неспособность крестьян подняться выше местных интересов. Небольшой и плохо вооруженный отряд Мюнцера в неравном бою с княжеским войском (снабженным артиллерией) во главе с ландграфом Филиппом Гессенским потерпел поражение под Франкенхаузеном (15 мая 1525). Попавший в руки князей Мюнцер после мучительных пыток был казнен (27 мая). 25 мая Мюльхаузен без боя был взят княжескими войсками.

  Середина апреля—май 1525 были временем наивысшего подъема движения. В эти месяцы в Крестьянская война 1524-26 участвовало (по приблизительным подсчетам) не менее 100 тыс. человек. Восстание распространилось на новые районы — Вюртемберг, Баден, Эльзас, альпийские земли. Наиболее крупными успехами крестьян были осада и взятие ими г. Фрейбург в Брейсгау (18—23 мая) и битва у Шладминга (3 июля 1525) — крупнейшая военная победа крестьян времен Крестьянская война 1524-26 Однако и в этих районах крестьянские выступления были подавлены (у Беблингена 12 мая разгром вюртембергских крестьян; у Цаберна 16 мая поражение крестьян Эльзаса и др.). Дольше всего (и в 1526) борьба продолжалась в австрийских землях, особенно в Тироле. Замечательным предводителем тирольских крестьян был М. Гайсмайр.

  Результатом поражения Крестьянская война 1524-26, подавленной с исключительной жестокостью, было усиление феодальной реакции, власти князей, феодальной раздробленности
  История Крестьянская война 1524-26 показала, что главной силой в борьбе с феодализмом на заре капиталистического развития были крестьяне и их союзники — городское плебейство.

  Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Циммерман В., История Крестьянской войны в пер. с нем., т. 1—2, М., 1937; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Bensing М., Thomas Müntzer und der üringer Aufstand 1525, В., 1966; Bensing М., Hoyer ., Der deutsche Bauernkrieg. 1524—1526, (2 Aufl.), В., (1970).

  М. М. Смирин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 22:39:18