Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кольвиц Кете

Кольвиц (далее К) (Kollwitz; урожденная Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне СССР, — 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888—1889). В 1919—33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. В 1927 посетила СССР. Творчество К., посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, — одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные для К. драматическая напряженность и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии "Восстание ткачей" (1897—98) и "Крестьянская война" (1903—08) представляют собой развернутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно во втором, более обобщенном и экспрессивном цикле, К. поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Первая мировая война 1914— 1918 была воспринята К., потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило ее творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве "Война", 1922—23; "Родители" — памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924—32). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий "Голод", 1924; цикл гравюр на дереве "Пролетариат", 1925) К. в некоторой мере сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в ее творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнета, насилия и войны, призыв к единению трудящихся ("Памяти К. Либкнехта", гравюра на дереве, 1919—20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии литографии "Демонстрация", 1931, "Мы защищаем Советский Союз", 1931—32). Последние годы жизни К. работала как скульптор, в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.

  Лит.: Раздольская В., Колльвиц, М., 1960; Нагель О., Кэте К, пер. с нем., М., (1971); Strauss G., äthe Kollwitz, Dresden, 1950.

  Б. А. Зернов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 17:31:18