Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Киномузыка

Киномузыка (далее К), один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма (музыка К Сен-Санса к премьере фильма "Убийство герцога Гиза", 1908, и др.). С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения.

  С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутри кадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т.д.) и закадровую, "авторскую", "условную", наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета. Часто композиторы, вводя конкретный музыкальный материал, стремились дать собственную интерпретацию музыкальных образов самой жизни, преобразовывали внутрикадровую К в закадровую. В 1930-е гг. одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа в фильме становится песня, отличающаяся простотой, лаконизмом, завершенностью, доходчивостью. Классические образцы К этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам "Веселые ребята" (1934), "Волга-Волга" (1938) и др., отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели  широкую популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали композиторы — братья Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренников, позднее, в 50—60-е гг., — Н. В. Богословский, А. Я. Эшпай, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, В. Е. Баснер, М. Г. Фрадкин и др.

  Большой вклад в развитие К внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е гг., — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А.  Шапорин и др. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссера С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия — 1945,   2-я — 1958)   отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания К и изображения характерно для творчества советских композиторов 1950—60-х гг.

  Современный кинематограф предусматривает наличие в фильме музыкальной концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной К, которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приема прямого параллелизма, когда К усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, все большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование К Построенный часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический" прием усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел музыкальный лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определенные драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер.

  Музыка — обязательная    участница мультипликационных,  документальных и научно-популярных фильмов. В мультипликационном кино сложились свои законы музыкального оформления. Наиболее распространенный из них — прием точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или даже имитирует движение на экране (получаемый эффект может быть как пародийным, так и лирическим). Значительный интерес в этом отношении представляют фильмы американского кинорежиссера У. Диснея и особенно его картины из серии "Забавные симфонии" ("Танец скелетов" на музыку симфонической поэмы К Сен-Санса, и др.). Равноправная в современном кинематографе среди других компонентов фильма, К нередко становится ключом к раскрытию идейно-тематического замысла кинопроизведения.

 

 Лит.: Лондон К, Музыка фильма, пер. с нем., М. — Л., 1937; Иоффе И., Музыка советского кино, Л., 1938; Корганов Т., Фролов И., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964; Петрова И. Ф., Музыка советского кино, М., 1964; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, "Советская музыка", 1961, №4; Эйзенштейн С. М., Режиссер и композитор, там же, 1964, № 8; Фрид Э., Музыка советского кино, Л., 1967; Лисса 3., Эстетика киномузыки. М., 1971; Eisler Н., Composing for the films, . ., 1947;   Manvell R. and Huntlev J., The technique of film music, L. — . ., 1957; Colpi Н., Défense et illustration de la musique, dans ie film, Lyon, 1963; Adorno Theodor . et Eisler Hans, Musique de cinéma, ., 1972.

И. М. Шилова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:54:16