Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Кантата

Кантата (далее К) (итал. cantata, от лат. canto — пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К близка к оратории, отличается от нее меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.

  К возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К была сольной; позднее создавались К, близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К были светскими; духовная К сформировалась в Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрел хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К создал И. С. Бах. Первые русские К возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским ("Москва"), Н. А. Римским-Корсаковым ("Из Гомера" и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни. Важное место в К советских композиторов заняли историко-героические ("Александр Невский" С. С. Прокофьева, симфония-К "На поле Куликовом" Ю. А. Шапорина) и патриотические темы ("К о Родине" А. Г. Арутюняна, симфония-К "Украина моя" А. Я. Штогаренко и др.).

  Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1— Geschichte der weltlichen Solokantate, (3 Aufl.), Hildesheim, 1965.

  См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.

  Б. В. Левик.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 11:05:57