| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Земляное полотно |  | Земляное полотно (далее З) сооружение, служащее основанием верхнего строения ж.-д. пути или дорожной одежды автомобильные дороги. З воспринимает нагрузку от рельсо-шпальной решетки, балласта и подвижного состава (на ж. д.), от дорожной одежды, автомобилей и т.п. (на автомобильной дороге), равномерно распределяя эту нагрузку на нижележащий естественный грунт. З - один из главных элементов дороги, от состояния которого зависит исправность ж.-д. пути и дорожной одежды. 
 В состав З  дорог (рис. 1) входят насыпи, выемки, а также резервы, кавальеры и водоотводные устройства (кюветы, лотки, нагорные и забанкетные канавы, дренажи и др.), укрепительные и защитные сооружения. Ширина основной площадки  З в СССР (на прямых участках пути) принята для однопутных линий 1-й и 2-й категорий - 7 м, 3-й категории - и5,8 м, 4-й - от 5,5 до 5,8 м. В скальных, крупнообломочных и песчаных (кроме мелких и пылеватых песков) грунтах ширина уменьшается соответственно до 6 и 5,2м. При проектировании 2-го пути расстояние от его оси до бровки З принимается 3,5 м. На кривых участках ширина З увеличивается в наружную сторону на 0,1-0,5 м в зависимости от радиуса кривой.
 
 З автомобильных дорог (рис. 2) слагается из проезжей части, двух обочин, разделительной полосы или парапетов. Ширина основной площадки З принимается для дорог 1-й категории 27,5 м и более, 2-й и 3-й категорий 15 и 12м; 4-й и 5-й категорий 10 и 8м. Крутизна откосов насыпей и выемок определяется в зависимости от свойств грунтов, геологических, гидрогеологических и климатических условий местности, способов производства работ, а также от высот насыпи и глубины выемки. Для придания устойчивости откосам З применяются следующие виды укрепления: посевы многолетних трав, укладка дерна, плит и др., посадка кустарника, фашины, покрытие сборным или монолитным бетоном или
 Сооружение З, как правило, осуществляется специальными механизированными колоннами или отрядами, которые имеют землеройные и транспортные машины: экскаваторы, автосамосвалы, прицепные и самоходные скреперы, грейдеры-элеваторы, автогрейдеры, шнековые планировщики, а также машины для уплотнения грунтов в насыпях и выполнения отделочных работ.
 
 Лит.: Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел Д, гл. 6. Автомобильные дороги промышленных предприятий, М., 1964.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:40:29 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |