Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дуополия

Дуополия (далее Д) (от лат. duo - два и греч. pōlēs - продавец), термин, применяемый в буржуазной политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой существуют только два поставщика определенного товара и между ними нет монополистических соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах производства и т.д. Понятие Д отражает различные формы рыночной организации. Первая форма - рынок, где господствуют две крупные торгово-промышленные компании, между которыми имеется секретное соглашение, обеспечивающее получение максимальной прибыли посредством неэквивалентного обмена. Такое положение типично для начала 20 в. Вторая форма - рынок современных отраслей массового производства, на котором также господствуют две компании. Между ними обычно существует молчаливое соглашение о монопольных ценах и ведется неценовая конкуренция. Третья форма - рынок, на котором имеются два поставщика, но между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения. Это возможно в двух ситуациях: либо как временное состояние рынка в начальный период производства нового товара и "пробы сил" двух поставщиков, либо как состояние ожесточенной конкуренции при переходе от более простых к более развитым формам монополии. Эта форма используется некоторыми буржуазными экономистами в апологетических целях для доказательства возможности постоянного отсутствия монополии в условиях высококонцентрированного производства. Большинство же современных буржуазных экономистов считает Д разновидностью монополии (что соответствует действительности).

  Экономико-математическое исследование Д было начато еще в 19 в. А. Курно, Ж. Бертраном ( и Ф. Эджуортом (Великобритания). В 30-х гг. 20 в. Г. Штаккельберг ( дал характеристику определенных видов Д, зависящих от поведения дуополистов. Современная теория Д сложилась под влиянием теорий монополистической конкуренции Э. Чемберлина (США), несовершенной конкуренции Дж. Робинсон (Великобритания), работ Р. Триффина (США) и стала учитывать более сложный характер реальных рыночных условий (взаимозависимость между отраслями, сдвиги в предложении и в активах, различия видов Д и рыночных институтов, уровень информации о рынке и др.).

  Лит.: Чемберлин Э. Х., Теория монополистической конкуренции, пер. с англ., М., 1959; Жамс Э., История экономической мысли ХХ в., пер. с франц., М., 1959; Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968; Neumann J., Morgenstern О., The theory of games and economic behavior, Princeton, 1944.

  Ю. А. Васильчук.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 02:08:36