Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Джорджоне

Джорджоне (далее Д) (Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, - сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507-08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).

  Основная область творчества Д - светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 ("Поклонение пастухов", Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Мадонна со св. и Либералием", собор в Кастельфранко; "Юдифь"), проявляется главная особенность искусства Д - поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придает его работам черты недосказанности ("Гроза", Галерея Академии, Венеция; "Три философа", Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Д определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов (портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая "Лаура"), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт), а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа. В поздних произведениях Д ("Спящая Венера"; "Сельский концерт", Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника - гармоничное единство человека и природы. Ее воплощению служат открытия Д в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объема, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюбленность в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду ее яркого расцвета. Достижения Д были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.

  Лит.: Смирнова И. А., Д, М., 1955; ее же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27-42; Лазарев В. Н., Выставка "Д и джорджонески" в Венеции, "Искусство", 1956, №1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti ., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, . - Münch., 1964.

  М. И. Свидерская.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:06:47