Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Джаты

Джаты (далее Д) крупная группа племен, в начале н. э. населявших западные районы Пенджаба и говоривших на западно-панджабских диалектах. Позднее Д широко распространились по Северной Индии. Составили этническую основу панджабцев и вошли в общину сикхов. В Индии значительная часть Д превратилась в крупную одноименную земледельческую касту (в этом значении термин "Д" обычно упоминается в литературе и переписях населения).

  В средние века Д составляли слой полноправных общинников, имели военные навыки, в частности привлекались в качестве наемников в войска делийских султанов и могольских падишахов. В конце 17 в. Д поднялись на борьбу против гнета Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и феодализировавшаяся общинная верхушка Д, стремившаяся занять место могольской знати в феодальной эксплуатации джатского крестьянства. Первое восстание (1669) было в округе Матхура, вождь - Гокла. Второе (1672) - в округе Нарнаул. В нем активно участвовали сектанты сатнами ("доброе имя"), включавшие общинных слуг, ремесленников из низших каст. Повстанцы захватили Нарнаул и ряд др. городов, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками. Третье восстание (1686-91) - под руководством деревенского старшины Раджи Рама; повстанцы утвердили свою власть на большой территории по правому берегу р. Джамна. Борьба Д против Моголов продолжалась и в 18 в. К середине 18 в. сложилось самостоятельное джатское княжество. Наиболее сильным оно было при Сурадж Мале. В 1763 распалось, от него осталось небольшое княжество Бхаратпур.

  Современные Д живут на севере Республики Индия и в Пакистане. Общая численность - несколько млн. чел. (точных данных нет). В Индии большинство Д говорит на панджаби и северных диалектах хиндустани, исповедует индуизм и сикхизм. В Пакистане Д говорят на панджаби и на своих диалектах (джатки, хиндки и др.), исповедуют главным образом ислам и не признают кастовых различий. Многие группы пакистанских Д занимаются скотоводством. Но независимо от рода занятий, религиозной и кастовой принадлежности все Д сохраняют сознание их прежней этнической общности.

  Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Рейснер И. М., Народные движения в Индии и XVII-XVIII вв., М., 1961, Гл. 6.

  К. З. Ашрафян, М. К. Кудрявцев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 00:06:58