Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Даргомыжский Александр Сергеевич

Даргомыжский (далее Д)Александр Сергеевич (2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белевского района Тульской области, - 5(17).1.1869, Петербург), русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837-41 Д. написал первую оперу - "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери", пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир". Главное произведение Д. - опера "Русалка" (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).

  С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. "Могучая кучка"; участвовал в работе сатирического журнала "Искра" (позже и "Будильника").

  В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: "Баба-яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867). В 1864-65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный гость" (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).

  Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критического реализма 40-60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера "Русалка", песни "Старый капрал", "Червяк", "Титулярный советник") он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В "Русалке", по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной лирике (романсы "Мне грустно", "И скучно и грустно", "Я все еще его люблю" и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере "Каменный гость", основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

  Соч.: Избр. письма, М., 1952.

  Лит.: А. С. Д(1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Пекелис М., Ди народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. - Л., 1951; его же, А. С. Ди его окружение, т. 1, М., 1966.

Ю. В. Келдыш.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:31:11