Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Даосизм

Даосизм (далее Д) 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название - "Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В настоящее время большинство ученых приходит к выводу, что "Чжуан-цзы" появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время - "Лао-цзы", в связи с чем датировка возникновения Д передвигается с 6-5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4-3 вв. до н. э.

  В центре учения, изложенного в "Чжуан-цзы" в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всем, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии "Чжуан-цзы", а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате "Лао-цзы" понятие "дао" приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного "Чжуан-цзы" абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане - проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.

  2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат "Лао-цзы". Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания "Желтых повязок" (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д государственной религией. Особым покровительством пользовался Д в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.

  Основной целью адептов Д является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.

  Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. - Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, "Народы Азии и Африки", 1968, № 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Maspero ., Melanges posthumes sur les religions eti"histoire de la Chine, v. 2, ., 1950.

  В. А. Рубин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:44:32