Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Григ Эдвард

Григ (далее Г) (Grieg) Эдвард (15.6.1843, Берген, — 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы. Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности британского консула в Бергене. Игре на фортепиано учился у своей матери, пианистки-любительницы. В 1862 окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся на родину. В 1863—66 жил в Копенгагене (Дания), где некоторое время пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Г. глубокого интереса к норвежскому народному творчеству способствовали скрипач, композитор и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурдрок и Х. Хьерульф. В Копенгагене Г. совместно с Р. Нурдроком и несколькими датскими композиторами основал концертную организацию "Евтерпа" (от имени греческой музы) с целью пропаганды произведений скандинавских композиторов. С 1866 Г. поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал концертами филармонического общества, основал специальное музыкальное учебное заведение — Музыкальную академию и (совместно с Ю. Свенсеном) Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С конца 70-х гг. 19 в. Г. вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы, выступая как пианист и дирижер. В 1880—82 руководил в Бергене музыкальным обществом "Гармония". С 1885 жил преимущественно в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхауген. В 1888 в Лейпциге произошло знакомство Г. с П. И. Чайковским, перешедшее вскоре в дружеские отношения. В 1889 избран член французской академии, в 1893 доктором музыки Кембриджского университета, в 1906 — Оксфордского университета; почетный доктор Берлинской академии (1897).

  Композиторская деятельность Г. протекала в период подъема норвежской литературы и искусства, в обстановке борьбы норвежского народа за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны. Подлинно народный художник, он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики, творчески переработал и обобщил коренные черты музыкального фольклора Норвегии, соединив его с самобытно воспринятым опытом европейской классической и романтической музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных инструментальных и вокальных произведениях. В них нашли отражение лирическое настроения, образы северной природы, поэтические картины народной жизни (10 тетрадей "Лирических пьес", 1867—1901, и др.). Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета) и концерте для фортепиано с оркестром (1868), принесшем композитору мировую славу, Г. дал своеобразную трактовку циклических форм инструментальной музыки, создав яркие по силе лиризма и национального характера сочинения. Оркестровые симфонические сочинения Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые произведения Г. связаны с литературной программой, им свойственны поэтичность, меткость музыкальных характеристик, завершенность формы, красочность инструментовки. Мировой известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1874—75), в которой композитор дал свое поэтическое прочтение текста, усилив его лирические черты. На основе поэзии Б. Бьернсона возникли произведения оперного ("Улаф Трюгвасон", 1873, неокончен, концертное исполнение 1889) и сценического (музыка к драме "Сигурд Крестоносец", 1872) плана, раскрывающие образы героического норвежского эпоса. Вокальное творчество Г. также обширно и оригинально — от простой лирической песни ("Песня Сольвейг" и др.) до психологически углубленного вокального цикла ("Девушка с гор"). Песни и романсы Г. созданы преимущественно на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьернсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, Х. К. Андерсен, Х. Драхман и др.).

  Г. — автор произведений для хора, обработок норвежских песен и танцев для фортепиано, а также переложений для фортепиано некоторых своих оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фортепиано в 4 руки четырех сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посвященных творчеству норвежских и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди и др.

  Соч.: Arlikier og taler, Oslo, 1957; Избр. статьи и письма, пер. (с норв.), М., 1966.

  Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Г. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ — М., 1908; Асафьев Б. В., Г, М. — Л., 1948; Кремлев Ю., Эдвард Г, М., 1958; Левашева О., Эдвард Г, М., 1962; Finck Н. Т., Edvard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup G. und Niemann ., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D. M., Edvard Grieg, Oslo, 1956.

  О. Е. Левашева.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 15:59:36