| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Грамотность |  | Грамотность (далее Г) (от греч. grammata — чтение и письмо). Г как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия "Г" меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. 
 В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах — лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия "Г", его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.
 
 В странах, достигших сплошной Г населения, применяется показатель образования, а показатель Г сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира.
 
 В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет — 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии — 5 и 6% ).
 
 Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.
 
 Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты, широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926—1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.
 
 Табл. 1. — Процент грамотных в возрасте 9—49 лет
 
   | Население
 
 | Годы переписи
 
 |   | 
 
 | 1897
 
 | 1926
 
 | 1939
 
 | 1959
 
 | 1970
 
 |   | Городское:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | мужчины
 
 | 66,1
 
 | 88,0
 
 | 97,1
 
 | 99,5
 
 | 99,9
 
 |   | женщины
 
 | 45,7
 
 | 73,9
 
 | 90,7
 
 | 98,1
 
 | 99,8
 
 |   | Всего
 
 | 57,0
 
 | 80,9
 
 | 9 3,8
 
 | 98,7
 
 | 99,8
 
 |   | Сельское:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | мужчины
 
 | 35,5
 
 | 67,3
 
 | 91,6
 
 | 99,1
 
 | 99,6
 
 |   | женщины
 
 | 12,5
 
 | 35,4
 
 | 76,8
 
 | 97,5
 
 | 99,4
 
 |   | Всего
 
 | 23,8
 
 | 50,6
 
 | 84,0
 
 | 98,2
 
 | 99,5
 
 |   | Городское и сельское:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | мужчины
 
 | 40,3
 
 | 71,5
 
 | 93,5
 
 | 99,3
 
 | 99,8
 
 |   | женщины
 
 | 16,6
 
 | 42,7
 
 | 81,6
 
 | 97,8
 
 | 99,7
 
 |   | Всего
 
 | 28,4
 
 | 56,6
 
 | 87,4
 
 | 98,5
 
 | 99,7
 
 |  
 Табл. 2. — Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9—49 лет (по переписи 1970)
 
   | Союзные республики
 
 | Городское население
 
 | Сельское население
 
 | Городское 11 сельское население
 
 |   | 
 
 | мужчины
 
 | женщины
 
 | мужчины
 
 | женщины
 
 | мужчины
 
 | женщины
 
 |   | РСФСР
 
 | 99,6
 
 | 98,2
 
 | 99,1
 
 | 97,1
 
 | 99,3
 
 | 97,7
 
 |   | Украинская ССР
 
 | 99,7
 
 | 98,7
 
 | 99,5
 
 | 98,9
 
 | 99,6
 
 | 98.8
 
 |   | Белорусская ССР
 
 | 99,6
 
 | 98,7
 
 | 99,4
 
 | 98,6
 
 | 99,5
 
 | 98,6
 
 |   | Узбекская ССР
 
 | 99,0
 
 | 97,1
 
 | 98,9
 
 | 97,5
 
 | 99,0
 
 | 97,3
 
 |   | Казахская ССР
 
 | 98,9
 
 | 95,2
 
 | 98,7
 
 | 95,0
 
 | 98,8
 
 | 95,1
 
 |   | Грузинская ССР
 
 | 99,5
 
 | 98,5
 
 | 99,3
 
 | 98,7
 
 | 99,4
 
 | 98,6
 
 |   | Азербайджанская ССР
 
 | 99,0
 
 | 95,8
 
 | 98,7
 
 | 96,1
 
 | 98,8
 
 | 96,0
 
 |   | Литовская ССР
 
 | 99.3
 
 | 98,5
 
 | 98,6
 
 | 97,9
 
 | 98,9
 
 | 98.1
 
 |   | Молдавская ССР
 
 | 98,6
 
 | 95,5
 
 | 99,3
 
 | 97,0
 
 | 99,1
 
 | 96,8
 
 |   | Латвийская ССР
 
 | 99,6
 
 | 99,2
 
 | 99,0
 
 | 98,1
 
 | 99,4
 
 | 98,8
 
 |   | Киргизская ССР
 
 | 99,1
 
 | 96,8
 
 | 99,0
 
 | 97,2
 
 | 99,0
 
 | 97,0
 
 |   | Таджикская ССР
 
 | 97,9
 
 | 93,7
 
 | 98,0
 
 | 95,1
 
 | 98,0
 
 | 94,6
 
 |   | Армянская ССР
 
 | 99,2
 
 | 97,6
 
 | 99,3
 
 | 97,6
 
 | 99,2
 
 | 97,6
 
 |   | Туркменская ССР
 
 | 98,1
 
 | 93,5
 
 | 97,3
 
 | 93,2
 
 | 97,7
 
 | 93,4
 
 |   | Эстонская ССР
 
 | 99,8
 
 | 99,6
 
 | 99,4
 
 | 99,4
 
 | 99,7
 
 | 99,5
 
 |   |  |  |  |  |  |  |  |  |  Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США,  ФРГ, Швейцария, Япония и др.).
 
 Серьезных успехов в борьбе за Г населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке — около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) — около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах — около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50—60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведет к росту числа неграмотных — ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).
 
 Термин "Г" обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).
 
 М. П. Кашин.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:10:34 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |