Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Глиптика

Глиптика (далее Г) (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углубленными изображениями называются инталиями, с выпуклыми — камеями.

  Древнейшие известные нам произведения Г, созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне ее развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развернутые многофигурные композиции. Многочисленные произведения Г Месопотамии отражают стилистическую эволюцию ее изобразительного искусства (см. Вавилоно-ассирийская культура). На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринужденностью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В Г Аккада (23 в. до н. э.) вновь усиливаются реалистические тенденции, изображения становятся объемными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии (1-е тыс. до н. э.), для которых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Г связаны геммы Урарту (9—7 вв. до н. э.) и ахеменидской Персии (6—5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчиненные плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей. Геммы Крита (3—2-е тыс. до и. э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Г изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Г оказала влияние на развитие Г в микенской Греции. Высокого расцвета достигло искусство Г в Древней Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в античных Г В геммах архаической Греции (6 в. — начало 5 в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщенностью форм. В 5—4 вв. до н. э., когда складываются классические формы античной Г, все большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я половина 5 в. до н. э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемма с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зеленые цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи — роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Г Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная "камея Гонзага" с изображением эллинистического царя Птолемея Филадельфа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произведения искусства и предметы роскоши. С падением эллинистических центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Г Античная Г переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской Г были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком императора Августа, положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римского мастера создают портретные геммы, отточенные по характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма "Увенчание Августа", приписывается Диоскуриду, конец 1 века до н. э., Художественно-исторический музей, Вена; самая крупная камея древности — т. н. Парижская камея, 31 см ´ 26 см, круг Диоскурида, Национальная библиотека, Париж). На Дунае и Рейне, в Северном Причерноморье и Закавказье существовали местные школы Г, сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистического и римского искусства.

  В средние века Г развивалась главным образом на Востоке. Сохраняющей в значительной мере античные традиции Г Византии свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая со временем схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.

  Г в Западной Европе вновь возрождается в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием античных гемм. Ведущее место в ренессансной Г принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных Г они создают профильные трехчетвертные портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. возникает стремление к декоративной пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио Маснаго вводят в моду пестрые полихромные камеи со сложными, динамичными сюжетными композициями. Однако произведенные Г постепенно утрачивают самостоятельное значение и все чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды.

  Новый подъем Г связан с эпохой классицизма (18 — начало 19 вв.), когда вновь начинает господствовать антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии — семейство Пихлеров, в — Л. Наттер и др.) выполняют, как правило, заказы знатных европейских коллекционеров. При французском дворе работал Жак Юэ, при русском — Карл Леберехт. К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат русские резчики, учившиеся в медальерном классе петербургской АХ: А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В 19 в. Г как вид искусства приходит в упадок.

  Лит.: Максимова М. И., Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; ее же, Резные камни XVIII—XIX веков, Л., 1926; Лордкипанидзе М. Н., Геммы Государственного музея Грузии, т. 1—4, Тб., 1954—67 (на груз. и рус. яз.); Борисов А. Я., Луконин В. Г, Сасанидские геммы, Л,, 1963: Каган Ю. О., Выставка западноевропейской глиптики XIII — XVII веков, Л., 1969; Furtwängler А., Die antiken Gemmen, (Bd) 1—3, В, — Lpz., 1900; Delaporte L., Catalogue des cylindres orientaux, v. 1—2, ., 1920—23; Vo1lenweider M. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kunstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966.

  О. Я. Неверов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 08:52:32