Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гидросамолет

Гидросамолет (далее Г), самолет, способный базироваться, производить взлет и посадку на водной поверхности. Общие принципы аэродинамической и конструктивной компоновки Г такие же, как и у сухопутного самолета, но дополнительно Г удовлетворяет специфическим требованиям эксплуатации (остойчивость на плаву, устойчивость пробега и разбега, способность маневрирования на водной поверхности и др.). При нахождении на плаву вес Г полностью воспринимается гидростатической подъемной силой (водоизмещением его корпуса), в процессе разбега - подъемной силой глиссирующей поверхности днища его корпуса и аэродинамической подъемной силой крыла, которая при достижении взлетной скорости обеспечивает отрыв Г от водной поверхности. Профилированные обводы днища корпуса Г создают гидродинамическую подъемную силу, обусловливают устойчивость бега, достижение минимальных перегрузки и брызгообразования (при разбеге и пробеге Г). Наличие на днище корпуса Г поперечного уступа - редана способствует отрыву Г от водной поверхности на предвзлетных скоростях. Опыт применения подводных крыльев (сов. Г Бе-8) в качестве взлетно-посадочных устройств Г показал значительное упрощение пилотирования при взлете и посадке.

  Г обычно строят по двум конструктивным схемам: в виде летающей лодки, в корпусе которой располагаются экипаж, пассажиры и установлено необходимое навигационно-пилотажное оборудование, и в виде обычного сухопутного самолета, имеющего шасси с поплавками. Боковую остойчивость летающей лодки на плаву обеспечивают подкрыльные поплавки или "жабры" (обтекаемые водоизмещающие емкости), прикрепленные по бокам корпуса лодки. Г с взлетно-посадочным устройством в виде сочетания колесного шасси и лодки или поплавков (самолет-амфибия) может базироваться как на акваториях, так и на сухопутных аэродромах.

  В России первый Г поплавкового типа был создан в 1911 Я. М. Гаккелем. Этот Г был отмечен на Международной авиационной выставке в 1911 большой медалью. Приоритет в создании летающей лодки (1911) принадлежит О. С. Костовичу. Первые летающие лодки в России (М-1, М-4, М-9) были построены в 1913-1915 под рук. Д. П. Григоровича. После Великой Октябрьской социалистической революции над созданием Г для авиации военно-морского флота и гражданской авиации СССР работали авиаконструкторы Д. П. Григорович, А. Н. Туполев (МК-1, установленные на поплавки самолеты ТБ-1 и Р-6), Г М. Бериев (морской ближний разведчик МБР-2, морской пассажирский Г МП-1; корабельные катапультные Г Бе-2 и Бе-4; патрульная летающая лодка Бе-6; реактивный Г Бе-10 и турбовинтовой самолет-амфибия М-12), И. В. Четвериков (Че-2), В. Б. Шавров (самолет-амфибия Ш-2) и др. За рубежом строительством Г занимались авиационные фирмы во США, Великобритании, Италии и Японии. На Г Бе-10 в 1961 советскими летчиками Н. И. Андриевским и Г И. Бурьяновым установлено 12 международных рекордов, в том числе скорости полета (912 км/ч), высоты полета, (14962 м) и грузоподъемности (15206 кг). Дальнейшее развитие идет по пути создания Г различного назначения: для грузопассажирских перевозок в районах, изобилующих акваториями, для разведки рыбы, спасательных работ на море, тушения лесных пожаров и др.

  Лит.: Самсонов П. Д., Проектирование и конструкции гидросамолетов, М. - Л., 1936; Косоуров К. Ф., Теоретические основы гидроавиации, М., 1961; Шавров В. Б., История конструкции самолетов в СССР, М., 1969.

  Г М. Бериев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:55:42