| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Газогенераторный автомобиль |  | Газогенераторный автомобиль (далее Г) автомобиль, двигатель которого работает на газе, получаемом из твердого топлива в газогенераторе, смонтированном на его шасси. В СССР работы по созданию Г были начаты в 1923, серийный выпуск Г (ЗИС-13) был освоен в 1938. В качестве топлива для Г используются древесные чурки (преимущественно твердых пород, влажностью 20-25%) либо бурый  Возможно применение древесного угля, торфа, полукокса, антрацита и др. Г предназначены для эксплуатации в районах, отдаленных от мест производства жидкого топлива. Г широко применялись во время Великой Отечественной войны 1941-45, когда ощущался острый недостаток жидкого топлива для нужд автомобильного транспорта. 
 Газогенераторная установка автомобиля состоит из газогенератора, очистительно-охладительного и газосмесительных устройств.
 
 При работе на генераторном газе двигатель развивает значительно меньшую мощность, чем при работе на бензине, из-за меньшей теплоты сгорания газовоздушной смеси (2,4-2,5 кдж/м3 (580-600 кал/м3)) по сравнению с бензо-воздушной (3,5-3,6 кдж/м3 (830-850 кал/м3)). Эти потери мощности могут быть частично компенсированы повышением степени сжатия двигателя (в связи с меньшей склонностью генераторного газа к детонации), а улучшение динамических качеств автомобиля может быть достигнуто изменением передаточного отношения главной передачи.
 
 Относительно большая масса газогенераторной установки (примерно 350 кг) снижает полезную грузоподъемность Г Г на базе автомобиля ЗИЛ-164 (грузоподъемность 3500 кг, мощность двигателя 47 квт) расходует на 100 км пробега 100-140 кг березовых чурок влажностью 25%.
 
 Лит.: Токарев Г. Г., Газогенераторные автомобили, М., 1955.
 
 Г. Г. Терзибашьян.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:03:38 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |