Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Акселерометр

Акселерометр (далее А) (от лат. accelero — ускоряю и греч. metréō — измеряю), прибор для измерения ускорения (перегрузок), возникающего на космических летательных аппаратах, ракетах, самолетах и др. движущихся объектах, при испытаниях машин, двигателей и т. д. Различают А: в зависимости от вида движения — линейный и угловой; по принципу действия — механический, электромеханический и др.; по назначению — измеряющий ускорение как функцию времени или пути и максимальный, измеряющий момент достижения объектом заданного значения ускорения или максимальное значение ускорения в быстропротекающем процессе, например при ударе. А с записывающим устройством называется акселерографом.

  Ускорение воспринимается: в линейном (с одной степенью свободы) механическом А (рис.) — маятниковым устройством, в котором под действием ускорения возникает отклонение маятника от положения равновесия (размер отклонения показывает стрелка на шкале, отградуированной в единицах ускорения); в электромеханическом Атензодатчиком, изменяющим свой электрический параметр (сопротивление, индуктивность или емкость) в зависимости от механической деформации, пропорциональной ускорению; в максимальном А — или маятниковым устройством, разрывающим контакт в электрической цепи при достижении объектом исследования заданного значения ускорения, или пьезоэлектрическим датчиком, вырабатывающим электрическое напряжение при механическом сжатии под действием сил инерции. В электромеханических и максимальных А ускорения регистрируются на экране осциллографа, на который после усиления поступают электрические сигналы с воспринимающих ускорение устройств.

  При небольших (до 10 гц) частотах колебаний деталей машин или движущихся объектов для измерений больших ускорений применяют механические А; при повышенных частотах — электромеханические А; при вибрационных измерениях ускорений в диапазоне частот 10 гц — 20 кгц — максимальные А Максимальные А позволяют измерять ускорения от 1 см/сек2 до 30 км/сек2 (0,001 до 3000 g, где g — ускорение свободного падения).

  В гравиметрии при определениях ускорений силы тяжести на море и в воздухе используют трехкомпонентные А, с помощью которых регистрируют и учитывают ускорения, обусловленные качкой корабля или самолета в месте установки гравиметра или маятникового прибора. Применяемые в гравиметрии А рассчитаны на диапазон измерения ускорений в несколько сот см/сек2 и имеют точность порядка 1 см/сек2

 

  Лит.: Фридлендер Г. О. и Селезнев В. П., Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы, М., 1953; Иориш Ю. И., Измерение вибрации. Общая теория, методы и приборы. М., 1956.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 17:07:06