| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Вотчинная теория |  | Вотчинная теория  (далее В)система взглядов части буржуазных историков, рассматривавших средневековую вотчину в Западной Европе как институт, определявший социально-экономическую, политическую, культурную жизнь средневековья. Вотчинная теория, многие положения которой восходят к немецкой реакционно-романтической историографии конца 18 - начала 19 вв. (особенно к взглядам Ю. Мезера и К. Эйхгорна), полностью сформировалась и получила широкое распространение в 70-80-х гг. 19 в. Сторонники Вотчинная теория объясняли деятельностью вотчинников совершенствование с.-х. техники, развитие ремесла и возникновение средневековых городов, приписывали вотчинникам роль организаторов процесса внутренней колонизации, считали, что крупная вотчина полностью поглотила все другие формы землевладения, пытались доказать гармонию интересов феодалов и крестьян в рамках вотчины вплоть до 13-14 вв. и т.д. Вместе с тем взглядам тех представителей Вотчинная теория, которые сочетали ее с отдельными принципами общинной теории (немецкие исследователи К. Т. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, русские - П. Г. Виноградов и др.), были присущи некоторые научно-прогрессивные идеи. Так, эти исследователи не рассматривали вотчину как один из исконных общественных институтов, а связывали ее возникновение и утверждение с процессом превращения ранее свободных земледельцев-общинников в феодально-зависимых крестьян, признавая, таким образом, качественное различие между эпохой раннего средневековья и периодом сложившихся феодальных отношений. Откровенно реакционную формулировку Вотчинная теория получила в работах Н. Д. Фюстель де Куланжа ( Ф. Сибома (Великобритания), отвергавших историческую достоверность существования в прошлом свободной общины и рассматривавших вотчину с присущей ей зависимостью земледельца от собственника земли как один из изначальных институтов человеческого общества. С конца 19 - начала 20 вв. часть буржуазных историков - Г. фон Белов, Г. Зелигер ( А. Допш (Австрия) и другие - развернула критику основных положений Вотчинная теория, направляя основное острие своих выступлений против научно-плодотворных элементов Вотчинная теория В современной буржуазной медиевистике Вотчинная теория утратила значение наиболее распространенной системы взглядов по вопросам социально-экономической истории средних веков, но некоторые наиболее реакционные идеи, развивавшиеся ее представителями, продолжают оказывать влияние на буржуазную историографию. 
 Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - начала XX века, (М., 1958).
 
 А. И. Данилов.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:29:21 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |