Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Водно-моторный спорт

Водно-моторный спорт (далее В) технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом и др. В зависимости от рабочего объема (литража) двигателей или предельной суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы, которые, помимо основных (см. таблицу), включают надувные суда, туристские суда с дизельными двигателями и др. Почти во всех типах предусмотрен так называемый неограниченный класс, допускающий большую свободу в выборе двигателя и корпуса. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными индексами.

  Основные типы и классы гоночных судов, принятые в СССР<

Тип
Класс
Рабочий объем двигателя, см3







Гоночные суда с подвесными моторами

OJ

OA


до 175

175-250

250-350

350-500













Спортивные суда с подвесными моторами

SJ

SA


до 175

175-250

250-350

350-500







R





Гоночные суда  со стационарными двигателями

R1

R2

R4

R6

до 1000

1000-1500

2000-2500

5000-7000













Спортивные суда со стационарными двигателями

1

2

3

4

до 1000

1000-1500

1500-2000

2000-2500


  Рекорды скорости регистрируются на определенных дистанциях или "на время". Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам, обозначаемым буями или знаками, обычно со стартом и финишем в одном месте. За рубежом распространены водные ралли, а также гонки в океане на большие дистанции. В.-м. с. способствует овладению техникой, вырабатывает быстроту реакции, находчивость; служит лучшим средством испытания новых конструкций в условиях гонок, способствует совершенствованию двигателей и судов. В Европе, Америке и Австралии В.-м. с. зародился в начале 20 в. и стал интенсивно развиваться после 1-й мировой войны. В 1903 англичанин С. Эдж развил рекордную скорость -31,46 км/ч. Абсолютный рекорд скорости (на 1 января 1970) принадлежит американцу Л. Тейлору (1967, судно с турбореактивным двигателем) -459,0 км/ч. Абсолютный рекорд мира на судне неограниченного класса со стационарным турбореактивным двигателем и погруженным гребным винтом установил (1962) американец Р. Деби - 322,54 км/ч. С 1967 по результатам 8-10 гонок, проводимых в разных странах, определяют чемпиона мира по океанским гонкам (чемпион 1969 - американец Дон Аронау). Значительную роль в развитии В.-м. с. сыграли англичане М. и Д. Кэмпбелл.

  Наибольшее распространение В.-м. с. получил в ГДР, ФРГ, Италии, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии и др. В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 в Петербурге; в 1907 - международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 в СССР была организована секция В.-м. с. при Московском автоклубе. Впервые в 1938 было проведено личное первенство СССР по В.-м. с., общее командное первенство СССР состоялось в 1952; с 1956 они проводятся ежегодно. В развитие В.-м. с. в СССР большой вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина, Р. Н. Шибаев и др. Советские спортсмены О. Гаврилов, В. Слинков, В. Исаков, Ю. Лилл, Р. Упатниекс, братья И. и П. Богдановы, В. Степанчиков, Е. Степанов и др. были рекордсменами и чемпионами СССР, призерами международных соревнований. В.-м. с. в СССР руководит Федерация В.-м. с., входящая в Бюро всесоюзных федераций военно-технических видов спорта ДОСААФ. Организацией В.-м. с., разработкой правил, проведением соревнований и регистрацией мировых рекордов занимается созданный в 1922 Международный союз водно-моторного спорта (УИМ); Федерация В.-м. с. СССР входит в УИМ с 1969.

  Лит.: В, М., 1959.

  Л. Е. Трегубенко.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 14:58:48