Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Веданта

Веданта (далее В) (санскр., буквально — конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В представляет собой наиболее распространенное, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времен в Индии, и включает в себя наряду с собственно В пурва-мимансу, отчасти санкхью, некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную В социально-религиозного реформатора Вивекананды). Основными философскими категориями В являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признается первичным во всех вариантах В Общим для всех течений В является также йога, принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешенности от мира.

  Собственно В, или уттара-миманса, называемая еще брахма-миманса, в своих философских предпосылках исходит из "В-сутры" (или "Брахма-сутры"), которая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4—3 вв. до н. э.). Согласно В, высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворен, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в "Гаудападия-карике" (комментарии на "Мандукья-упанишаду"), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманическое начало не раздвоено. Это учение, получившее название адвайт аведанта ("веданта не двойственности"), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (8—9 вв.) в "концепции нереальности" (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта — нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирической действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырех состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, — нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В— Раманудже (11—12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Основным орудием познания служит не разум, а божественная интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют свое реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманической сущностью ("Я") тела, так брахман полагается "Я" всего сущего (с которым отождествлялся бог Вишну).

  Др. крупнейшими представителями средневековой В были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Вдешика (13 в.). Около 12 в. южно- В разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В развивалась в постоянной борьбе сначала со школами буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны), а затем с логической школой ньяей и др. направлениями.

  В новое и новейшее время к В в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны, А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.

  Лит.: Мюллер М., Шесть систем философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. (Сб. ст.), М., 1965; Deussen ., Das System derVedânta...,2Aufl.. Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1—2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedânta-útras. With the comment, by Sankaracharya. Transi. by G. Thibault, pt 1—3, Delhia. o.), (1966—681.)

  А. М. Пятигорский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 07:54:55