| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Вагоноопрокидыватель |  | Вагоноопрокидыватель (далее В) сооружение для механизированной разгрузки насыпных грузов из ж.-д. грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки различают: боковые, торцевые и комбинированные В Боковые В бывают башенные и роторные (рис.). Башенные В поворачивают вагон вокруг оси, лежащей вне вагона; роторные В, наоборот, — вокруг оси, почти совпадающей с геометрической продольной осью полувагона. Торцевые В обеспечивают продольный наклон вагона и используются для разгрузки подвижного состава с раскрывающимися торцевыми стенами. Комбинированные В наклоняют вагон в поперечном и продольном направлениях. В — наиболее эффективное средство механизации с темпом выгрузки 20—30 вагонов в 1 ч. 
 В России В применялись уже с конца 19 в., когда в Мариупольском порту (ныне порт Жданов) были установлены 2 торцевых В, которые являлись по тому времени большим достижением подъемно-транспортной техники. В СССР свыше 90% В — роторные стационарные. Они обеспечивают выгрузку из 4-осных и 6-осных полувагонов поворотом их на 170—175°. В сравнении с др. В роторные имеют в несколько раз меньшую мощность электропривода и наивысшую производительность (30 циклов в 1 ч), однако требуют заглубленных приемных бункеров с соответствующей системой конвейерных линий. Передвижные В (роторные и башенные) служат для выгрузки из полувагонов насыпных грузов в заглубленные и незаглубленные приемные траншейные устройства. Преимущество передвижных В — возможность разгрузки вагонов на различных участках склада, рудного двора и др.
 
 Область эффективного использования В: коксохимические и металлургические заводы, тепловые электростанции, крупные предприятия строительной индустрии, тяжелого машиностроения, а также пункты перевалки грузов (морские и речные порты) при годовой выгрузке однородных грузов около 1 млн. т. Ведутся (1971) работы по созданию В для выгрузки большегрузных 8-осных вагонов, В с виброустройствами для механизированного удаления остатков грузов, а также систем для автоматизации операций выгрузки полувагонов на роторном В (надвигательная установка, выталкивание и т.п.). Для выгрузки насыпных грузов из крытых ж.-д. вагонов применяют инерционно-разгрузочные машины.
 
 Лит.: Аннинский Б. А., Шаранович П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов, М. — Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из  подвижного состава, М., 1967.
 
 Ф. А. Пладис, Б. Н. Покровский.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:23:41 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |