| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Бюджет государственный |  | Бюджет государственный (далее Б) составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Б каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства (см. также Бюджетная система). 
 Б в капиталистических странах выражает отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистического производства, и поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых доходов и расходов государства на текущий год..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями буржуазного государства средства Б используются в значительной части на непроизводительные цели (на милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает паразитический характер потребления национального дохода. В силу циклического характера развития капиталистического хозяйства Б отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период общего кризиса капитализма становятся хроническими.
 
 Б современного империалистического государств как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство буржуазного государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечет усиление роли Б Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет. Так, в начале 20 в. в развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ,  государство аккумулировало в бюджете 5-10% национального дохода, а в 1968 уже 30-45%. В ряде стран через Б прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал.
 
 Главным источником доходов бюджета капиталистического государства являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Б  в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс все более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита буржуазного государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии (см. табл. 1 и 2).
 
 Главная часть расходов государственного бюджета в капиталистических странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счет Б, колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Б многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.
 
 Важной статьей расходов Б являются расходы, связанные с вмешательством буржуазного государства в экономику и ее регулированием. Государственное финансирование экономики получило после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120-200 млн. фунтов стерлингов, во  - более 200 млн. франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во  до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии до 60%. Растут расходы Б на инфраструктуру - строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долларов до 24 млрд. долларов, причем до 70% этих расходов покрывается за счет Б В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счет Б Во  Б покрывает 2/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства Б расходуются на содержание государственного аппарата - чиновников, полиции, суда и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий, поддержанием работоспособности населения. Буржуазное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б в капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4).
 
 Специфические черты имеют Б в развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства, расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики. В ОАР, Бирме, Индии и ряде др. стран свыше 50% расходов Б направляется на эти цели. Причем в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в народное хозяйство и на социально-культурное строительство.
 
 Б в дореволюционной России. Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре  были проведены крупные финансовые реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов главное место занимали подушная подать (5096 тыс. руб.), кабацкие сборы (1002 тыс. руб.) и таможенный доход (656 тыс. руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено министерство финансов, которое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. "Свободная наличность" казначейства образовывалась за счет роста государственного долга, повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Главными статьями доходов Б были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917.
 
 Б социалистических стран выражает экономическое отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Государственный бюджет СССР - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Б СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др. отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления. В СССР через Б обеспечивается примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного управления и оборону страны. Централизация в Б значительной части денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служит важным условием планового развития народного хозяйства, соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства.
 
 Б СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40) через Б накоплений хозяйства и доходов населения, обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производственных отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Б большая часть национального дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжелой промышленности, на социалистическое переустройство сельского хозяйства, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 через Б были мобилизованы огромные денежные ресурсы на развитие военной экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В современных условиях Б служит одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма. Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения (см. Бюджетное планирование).
 
 Основная часть доходов Б СССР - поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли (плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли), налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения (см. табл. 5).
 
 Табл. 1.-Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)
 
   | 
 
 | 1968/69
 
 | 1969/70
 
 |   | 
 
 | сумма (ожидаемое исполнение)
 
 | % к итогу
 
 | сумма (проект)
 
 | в % к итогу
 
 |   | Подоходный налог с населения
 
 Налог на прибыли корпораций Акцизные и таможенные пошлины Налоги для социального страхования. Прочие поступления
 
 | 84,4
 
 38,1
 
 17,1
 
 40,5
 
 6,0
 
 | 45,3
 
 20,5
 
 9,2
 
 21,8
 
 3,2
 
 | 90,4
 
 37,9
 
 18,0
 
 45,9
 
 6,5
 
 | 45,5
 
 19,1
 
 9,1
 
 23,1
 
 3,2
 
 |   | Итого<  | 186,1
 
 | 100,0
 
 | 198,7
 
 | 100,0
 
 |  
 Табл. 2.- Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
 
   | 
 
 | 1968/69
 
 | 1969/70
 
 |   | 
 
 | сумма (ожидаемое исполнение)
 
 | в % к итогу
 
 | сумма (проект)
 
 | в % к итогу
 
 |   | Подоходный налог (основной и дополнительный)
 
 Налог на прибыли корпораций
 
 Налог на прирост капитала Таможенные пошлины и акцизы Выборочный налог регулирования занятости
 
 Прочие доходы
 
 | 
 4,56
 
 1,35
 
 0,05
 
 4,60
 
 1,36
 
 1,44
 
 | 
 34,1
 
 10,1
 
 0,4
 
 34,4
 
 10,2
 
 10,8
 
 | 
 5,16
 
 1,69
 
 0,13
 
 4,95
 
 1,89
 
 1,45
 
 | 
 33,8
 
 11,1
 
 0,8
 
 32,4
 
 12,4
 
 9,5
 
 |   | Итого | 13,36
 
 | 100,0
 
 | 15,27
 
 | 100,0
 
 |  
 Табл. 3.-Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.*(
   | 
 
 | 1968/69
 
 | 1969/70
 
 |   | 
 
 | сумма (ожидаемое исполнение)
 
 | в % к итогу
 
 | сумма (проект)
 
 | в % к итогу
 
 |   | Прямые военные расходы
 
 Освоение космоса
 
 Международные дела и финансы Субсидии отраслям экономики Военные пенсии
 
 Платежи по государственному долгу.
 
 Расходы на просвещение и здравоохранение
 
 Социальное обеспечение
 
 Прочие расходы
 
 Минус межведомственные начисления и отчисления
 
 | 81,0
 
 4,2
 
 3,9
 
 17,6
 
 7,7
 
 15,2
 
 18,6
 
 37,4
 
 3,2
 
 -5,1
 
 | 44,1
 
 2,3
 
 2,1
 
 9,6
 
 4,2
 
 8,3
 
 10,1
 
 20,4
 
 1,7
 
 -2,8
 
 | 81,5
 
 3,9
 
 3,8
 
 18,9
 
 7,7
 
 16,0
 
 20,9
 
 42,0
 
 6,5
 
 -5,7
 
 | 41,7
 
 2,0
 
 1,9
 
 9,7
 
 3,9
 
 8,2
 
 10,7
 
 21,5
 
 3,3
 
 -2,9
 
 |   | Итого | 183,7
 
 | 100,0
 
 | 195,3
 
 | 100,0
 
 |  
 * В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.
 
 Табл. 4.-Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)
 
   | 
 
 | 1968/69
 
 | 1969/70
 
 |   | 
 
 | сумма (ожидаемое исполнение)
 
 | в % к итогу
 
 | сумма (проект)
 
 | в % к итогу
 
 |   | Военные расходы
 
 Гражданские расходы Консолидированный фонд для постоянного обслуживания.............
 
 | 2,2
 
 8,6
 
 0,8
 
 | 17,1
 
 65,8
 
 6,2
 
 | 2,3
 
 9,3
 
 0,8
 
 | 16,2
 
 66,5
 
 5,6
 
 |   | Итого Превышение доходов над расходами Прирост и движение консолидированного фонда
 
 | 11,6
 
 1,7
 
 1,4
 
 | 89,1
 
 10,9
 
 | 12,4
 
 2,2
 
 1,6
 
 | 88,3
 
 11,7
 
 |   | Всего расходов с учетом прироста консолидированного фонда
 
 | 13,0
 
 | 100
 
 | 14,0
 
 | 100
 
 |  
 Табл. 5.-Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
 
   | 
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1971
 
 (план)
 
 |  |   | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | 
 |   | 
 18 0
 
 16,0
 
 2,2 10,6
 
 0,3
 
 0,8
 
 2,0
 
 0,9
 
 0,9
 
 | 
 100
 
 88,8
 
 12,2 58,8
 
 1,6
 
 5,0
 
 11,2
 
 5,1
 
 6,1
 
 | 
 42,3
 
 35,4
 
 4,0 23,6
 
 0,6
 
 1,9
 
 6,9
 
 3,6
 
 2,7
 
 | 
 100
 
 83,7
 
 9,5
 
 55,8
 
 1,4
 
 4.7
 
 16,3
 
 8,5
 
 7,3
 
 | 
 77,1
 
 70,1
 
 18,6 31,3
 
 1,8
 
 3,7
 
 6,9
 
 5,6
 
 0,9
 
 | 
 100
 
 91,0
 
 24,1
 
 40,6
 
 2,4
 
 4,9
 
 9,0
 
 7,3
 
 1,2
 
 | 
 102,3
 
 93,9
 
 30,9 38,7
 
 1,5
 
 5,6
 
 8,4
 
 7,7
 
 0,2
 
 | 
 100
 
 91,8
 
 30,2 37,8
 
 1,5
 
 5,5
 
 8,2
 
 7,5
 
 0,2
 
 | 
 161,0
 
 146,1
 
 54,8 54,2
 
 1,4
 
 8,9 14,9
 
 13,8 0,4
 
 | 
 100
 
 90,8
 
 34,1 33,6
 
 0,9
 
 5,5 9.2
 
 8,6 0,3
 
 |  |   | Всего
 
 В том числе
 
 Поступления от соц. хозяйства....
 
 из них:
 
 платежи из прибыли государств. предприятий
 
 налог с оборота
 
 подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ организаций.
 
 Средства государственного социального страхования
 
 Поступления от населения
 
 из них:
 
 налоги с населения
 
 государственные займы
 
 | 
 |  Табл. 6.-Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
 
   | 
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1971
 
 (план)
 
 | 
 |   | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | сумма
 
 | в % к итогу
 
 | 
 |   | 
 17 4
 
 5,8
 
 4,1
 
 5,7
 
 0,7
 
 | 
 100
 
 33,5
 
 23,5 32,6
 
 3,9
 
 | 
 41 3
 
 15,8
 
 11,7 8,3
 
 1,4
 
 | 
 100
 
 38,2
 
 28,2
 
 20,0
 
 3,4
 
 | 
 73 1
 
 34,1
 
 24,9 9,3
 
 1,1
 
 | 
 100
 
 46,7
 
 34,1
 
 12,7
 
 1,5
 
 | 
 101 6
 
 44,9
 
 38,2 12,8 1,3
 
 | 
 100
 
 44,2
 
 37,6 12,6 1,3
 
 | 
 160,8
 
 77,0
 
 58,5 17,9 1,7
 
 | 
 100
 
 47,9
 
 36,4 11,1 1,1
 
 |  |   | Всего
 
 В том числе
 
 Народное хозяйство
 
 Социально-культурные мероприятия
 
 Оборона
 
 Управление
 
 | 
 |  
 Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)
 
   | 
 
 | 1940
 
 | 1950
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1971 (план)
 
 |   | Гос. бюджет СССР
 
 В том числе:
 
 Союзный бюджет
 
 Гос. бюджеты союзных республик из них:
 
 республиканские бюджеты
 
 бюджеты автономных республик и местные бюджеты...............
 
 | 17,4
 
 13,2
 
 4,2
 
 1,2
 
 3,0
 
 | 41,3
 
 31,7
 
 9,6
 
 3,0
 
 6,6
 
 | 73,1
 
 30,1
 
 43,0
 
 28,6
 
 14,4
 
 | 101,6
 
 43,2
 
 58,4
 
 37,3
 
 21,1
 
 | 160,8
 
 88,7 72,1
 
 43,0
 
 29,1
 
 |  
 Свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд (см. табл. 6). Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.
 
 Расходы на управление включают финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.
 
 Б др. социалистических стран сходны по своей природе и функциям с Б СССР. Главными источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистического хозяйства, а в расходах основное место занимают затраты на развитие народного хозяйства (45-55% всех расходов) и социально-культурные мероприятия (25-40% расходов).
 
 На базе планомерного и быстрого развития экономики социалистических стран высокими темпами вырастает объем их Б Например, объем бюджета (включая государственные и местные бюджеты) вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7 раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное финансирование хозяйственного и культурного строительства.
 
 Б сыграл огромную роль в социалистических преобразованиях, причем производительный характер его расходов способствовал ускорению темпов экономического и культурного развития социалистических стран. Б служит средством активного воздействия на рост производства и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась в условиях проведения хозяйственных реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счет собственных ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования хозяйственной деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроизводстве на предприятиях. За счет Б производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие важное значение в реализации плановых пропорций в развитии хозяйства, что повышает роль Б в общей системе планирования народного хозяйства.
 
 Лит.: Маркс К., Бюджет Соединенных Штатов и христианско-германский бюджет. Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 6; его же, Парламент. Голосование 26 ноября.- Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; его же, Мыло для народа, лакомый кусок для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6; Б у таков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократии, М., 1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического государства, М., 1968: Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная реформа и бюджет, М., 1968.
 
 А. М. Александров, В. В. Лавров.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 21:29:50 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |