Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бытовое обслуживание

Бытовое обслуживание (далее Б) населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Б характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

  В современных условиях Б, располагавшее в недалеком прошлом кустарными мастерскими, становится отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой — промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами Б, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает все более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.

  Предприятиями Б производится изготовление по индивидуальным заказам предметов личного потребления, восстановление утраченной потребительной стоимости предметов домашнего обихода и личного пользования, оказание личных услуг. К Б относят деятельность предприятий и организаций, занимающихся ремонтом жилья, изготовлением и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, чисткой и крашением вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и трикотажных изделий, охраной, профилактикой и ремонтом автомобилей, ремонтом технических бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, а также музыкальных инструментов, оказанием услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг парикмахерских, прокатом предметов культурно-бытового и спортивного назначения и хозяйственного обихода, услугами по уборке квартир, выполнением разных поручений и др.

  По мере социального развития, технического прогресса, а также улучшения материального благосостояния населения значение общественно-организованных форм удовлетворения материальных и духовных потребностей людей возрастает.

  Социальное содержание Б, доступность бытовых услуг населению, степень и пропорции развития отдельных их видов, характер и глубина воздействия их на быт и труд населения обусловливаются не только уровнем развития производительных сил, но прежде всего способом общественного производства.

  При социализме расширение сферы услуг вообще и Б в частности — один из показателей роста и развития народного хозяйства и увеличения благосостояния всего населения. В период построения коммунистического общества создаются условия для ускоренного развития общественно-организованных форм Б населения. Оно направлено на постепенную замену домашнего хозяйства общественными формами Б и ликвидацию на этой основе остатков фактического неравенства женщин в быту, устранение социально-экономических и культурных различий между городом и деревней, выравнивание бытовых условий жизни населения Центральных областей и отдаленных районов страны, воспитание коллективизма в быту.

  Совместно с др. отраслями сферы обслуживания (например, с торговлей, общественным питанием, детскими учреждениями, жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.) предприятия Б постепенно производят замену отдельных элементов домашнего хозяйства крупным общественным производством и организованным обслуживанием многих сторон быта. (См. также Коммунальные услуги). Оно имеет огромное значение для подъема деревни в экономическом и культурно-бытовом отношении, а также для замедления процесса миграции сельского населения в города. Расширение Б содействует улучшению использования свободного времени трудящихся, повышению их культурного уровня, лучшей организации отдыха.

  В СССР для организации руководства и улучшения Б населения в союзных республиках (с 1965) были образованы специальные министерства Б Созданы самостоятельные управления Б населения краев и областей. Их деятельность проходит под контролем Советов депутатов трудящихся. В 1970 государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации Б оказали населению свыше 450 видов бытовых услуг на сумму свыше 4 млрд. руб. (в 1960 — 1,1 млрд. руб.). В Б в 1968 имелось 225,8 тыс. (в 1960 135 тыс.) предприятий и приемных пунктов, где было занято 1,65 млн. чел. Из производственных (промышленных) видов услуг Б на долю индивидуального пошива и ремонта одежды в 1967 приходилось 41%, на ремонт сложной бытовой техники 14,5%, на пошив и ремонт обуви 14,3%. Среди непроизводственных (непромышленных) видов услуг на первом месте были услуги парикмахерских (54%), затем ремонт и жилищное строительство (21,1%), фотоуслуги (19,5%). Создана специальная сеть учебных заведений по подготовке для Б кадров квалифицированных рабочих, техников, инженеров и экономистов высшей квалификации и разных специальностей. Имеются вузы по подготовке инженеров и экономистов для системы Б (Москва, Владивосток, Хмельницкий). Существует сеть исследовательских и проектно-технологических институтов, ведущих разработку вопросов улучшения Б населения СССР.

  При капитализме развитие Б преследует коммерческие цели и протекает неравномерно. Особенно быстро расширяются в ряде зарубежных стран предприятия по обслуживанию и ремонту автомобилей, чистке одежды, а также предприятия по срочному ремонту бытовой техники и обуви. В США в 70-хгг. из около 770 тыс. предприятий Б с почти 1,9 млн. работников наемного труда наибольшее место занимает ремонт и обслуживание автомобилей. Выручка всех предприятий Б составила почти 17,5 млрд. долл. Некоторыми видами услуг могут пользоваться лишь привилегированные слои общества.

  Лит.: Семенов В. В., Сфера обслуживания и ее работники, М., 1966; Услуги и их социально-экономическая роль, пер. с польск., М., 1967; Агабабьян Э. М., Экономический анализ сферы услуг, М., 1968; 3убчанинов В. В., Услуги как форма материального производства, в сборнике: Соревнование двух систем. Новые явления в экономике капитализма, М., 1967, с. 85—101; Загладина С. М., Рост чистых издержек обращения в экономике США, там же, с. 128—42; Вопросы экономики службы быта, М., 1966.

  С. Л. Певзнер.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:57:45