Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ассириология

Ассириология (далее А) наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии, в широком смысле — весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью), в этом смысле А охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Др. Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).

  Базу А заложили в середине 19 в. археологические исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П. Э. Ботта ( обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники 9—7 вв. до н. э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трехъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария (около 521 до н. э.). Нередко основание А ошибочно приписывают немецкому филологу Г. ф. Гротефенду, который в 1802 произвел частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трехъязычных надписей Дария и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20—30-х гг. 19 в. усилиями Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа ( К. Лассена ( и Г. Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П. Э. Ботта и др. во и далеко продвинутым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст еще неизвестной ассирийской надписи: прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому ученому Ж. Опперту, английским ученым Г. Роулинсону и У. Г. Фокс-Толботу и ирландскому ученому Э. Хинксу, переводы, сделанные этими учеными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи А в 19 в. (еще вызывавшие ожесточенные споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и Ж. Менана ( А Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), Т. Пинчеса (Англия) и Э. Шрадера (
  Еще Э. Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский — в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским — в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким ученым Ф. Деличем (грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту ( однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви ( и др. утверждали, что шумерские тексты — лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйств, документов 3-го тыс. до н. э. Э. де Сарзеком ( на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884—1905 французскими исследователями А Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли А; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована А Пебелем ( в 1923. Дальнейшие успехи А в ее узком смысле связаны в особенности с работами немецких ученых Г. Циммерна, Б. Мейснера, А Унгнада, Б. Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии — с именами немецких ученых А Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А Фалькенштейна, датского ученого Т. Якобсена, американского ученого С. Н. Крамера и др.

  В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. А Тураеву (90-е гг. 19 в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачевым. Преподавание аккадского яз. было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.

  Находки в течение 19—1-й пол. 20 вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Ю.-З. Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкей в Турции (см. Богазкейский архив) включили в число языков, изучаемых А, урартский (крупнейшие урартологи А Г. Сейс (Англия), И. Фридрих ( А Гетце ( США), И. И. Мещанинов, Г. А Меликишвили (СССР), Ф. В. Кениг (Австрия)), хеттский (Б. Грозный (Чехословакия), Э. Форрер (Швейцария), Ф. Зоммер ( Э. Стертевант (США), А Гетце ( США), Х. Эелольф, И. Фридрих, А Камменхубер ( и Др.), хурритский (Э. А Спайзер (США) и др.), лувийский (Э. Ларош ( и др.), палайский, хаттский и эламский.

  В 19 в. А развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале 20 в., особенно в получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г. Винклер, литературовед П. Йензен и др.). Повышенный интерес к А в кайзеровской был связан с попытками германского империализма проникнуть а Ирак. С 20 в. А становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Бл. Востока. Значение А обусловливается тем, что ее задача — исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение 4—1-го тыс. до н. э. претерпевали языки Бл. Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т. п. аспекты А при большой дробной специализации внутри этой науки.

  В СССР А П. Рифтин, ученик В. К. Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г. В. Церетели, учеником П. К. Коковцова. Историю материальной культуры Бл. Востока преподавала в Ленинграде Н. Д. Флиттнер.

  В начале 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Др. Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в А Полемизируя с В. В. Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внес А И. Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. Х. Саркисян. В. А Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. А Липин), литературы, искусства и фольклора (И. Х. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа А А Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца 4 — начала 3-го тыс. до н. э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т. В. Гамкрелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов, историки Г. Г. Гиоргадзе, Г. И. Довгяло, Э. А Менабде и др.) и эламитология (Ю. Б. Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья еще до Великой Октябрьской социалистической революции М. В. Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И. И. Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б. Б. Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г. А Меликишвили и др.).

  Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н. П. Лихачевым и В. С. Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. А С. Пушкина); важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А помещаются в журнале "Вестник древней истории" (с 1937), в непериодических изданиях "Переднеазиатский сборник" (М., с 1961) и "Кавказско-ближневосточный сборник" (т. 1 вышел под названием "Восточный сборник", Тб., с 1960) и в других различных сборниках и ученых записках.

  Основными центрами А за рубежом являются: Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в А все более видное место начинают занимать ученые Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии — это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A.: "Journal of Cuneiform Studies" (New Haven, с 1947), "Zeitschrift für Assyriologie..." (В., с 1886),"Revue d"assyriologie..." (., с 1884), "Revue hittite et asianique" (., с 1930), "Archiv für Orientforschung" (В., с 1923), "Orientalia" (Roma, с 1920), "Iraq" (., с 1934), "Sumer" (Baghdad, с 1945), большое место уделяется А в ряде общевостоковедческих журналов различных стран.

  Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч. 1— Восток, СПБ, 1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К., 1927; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.), М., 1961; Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; Pallis . A., The antiquity of Iraq, Copenhagen, 1956.

  И. М. Дьяконов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 20:14:48